Проведение практических занятий по некоторым творческим дисциплинам. Роль рисунка (декоративное рисование). Часть 2.
Перспектива, усвоенная наблюдательным путем, открывает глаза на окружающую действительность. Представление о картинной плоскости, ориентации предмета и перспективных явлениях неизбежно воспитывает новое видение окружающего мира и развивает композиционное чутье, становится основой для построения композиции любого изображения.
Дело в том, что все указанные моменты заставляют ученика по-новому оценить видимые явления, а именно с точки зрения их пластических качеств на плоскости, а отсюда явится и новая для него оценка их с композиционной точки зрения как компонентов целого. Это с очевидностью можно наблюдать при работах с учеником над натюрмортом, интерьером и пейзажем, т.е. объектами крупными и собирательными, где переплетаются самые различные перспективные явления. Нет сомнения, что эта переоценка будет продолжена учеником и в области цвета («цвет в перспективе»), особенно, если задачи рисунка и живописи совмещаются в одном задании: пейзаж, интерьер, художественное оформление транспорта и др.
К. Брюллов, Г. Г. Чистяков и другие художники постоянно напоминали своим ученикам о настоятельной необходимости ставить вопросы-задачи в процессе рисования. Последовательно ставя вопросы-задачи, художник каждый раз при изображении как бы в первый раз смотрит на предмет, исследует его. Недаром многие художники часто говорят о непосредственности и живости первого взгляда на предмет, первого впечатления от этого предмета. И. Е. Репин считал, что без свежести и силы впечатления не может быть истинного художественного произведения. К. Юон определяет непосредственность впечатления как свежую неожиданность образного решения задачи - новый своеобразный угол зрения. О великих художниках принято говорить, что они смотрят на вещи так, как будто их видят в первый раз.
Эти положения подтверждаются практикой. Так, например, при работе над интерьером вначале трудно добиться удовлетворительного выбора точки зрения - еще очень сильна чисто функциональная оценка предметов и отсутствует оценка целого; при работе над натюрмортом вначале трудно добиться декоративной оценки частой, составляющих натюрморт.
С этими положениями можно связать и вопрос о значении плоскости и заданий на разрешение плоскости в целях воспитания композиционного чутья. Таких заданий существует очень много, разных у разных школ - от беспредметных до декоративных, превращающих объемный предмет в плоское пятно. Можно считать, что в основе «овладения плоскостью» должна лежать прежде всего перестройка пространственных представлений, тем более что композиционное чувство в станковом искусстве ни в начале обучения, ни потом не должно быть ограничено двумя измерениями; воспитание этого чувства должно преследовать цель сочетания плоскостного решения с организацией глубины.
Как только понятие о картине войдет в сознание учащихся, так будет необходимо неуклонно выдвигать перед ними задачи композиционного порядка. В связи с этим возникнет работа над эскизом любого изображения, в том числе с натуры.
Прежде чем дети приступят к анализу предмета и он распадется в их восприятии на части, прежде чем их внимание будет отвлечено от поверхности предмета и устремится в процессы его построения, необходимо будет, чтобы они решили композиционную задачу в эскизе - задачу декоративного решения плоскости.
Первая ступень в изображении перспективных явлений - это перспектива круга в ее элементарном виде. В качестве моделей для рисования подбираются и группируются предметы цилиндрической, конической, шарообразной или комбинированной формы.