Проведение практических занятий по некоторым творческим дисциплинам. Живопись. Часть 1.
Воспитание у детей живописного восприятия основывается на развитии чувства цвета. Под этим подразумевается, во-первых, способность различать цвета и оценивать их и, во-вторых, способность согласовывать и сочетать цвета, ощущать и выражать цветовое единство, образованное несколькими цветами - колорит. В этих двух направлениях и развивается работа над цветом на занятиях по живописи с детьми среднего возраста.
Прежде всего, надо расширить их представления о цветах в натуре. Они должны увидеть вокруг себя множество цветовых оттенков, из которых каждый представляет собой индивидуально выраженный цветовой тон.
Пришедшие в студию вначале очень примитивно подходят к цвету и пишут только теми цветами, которыми располагают на своей палитре. В действительности же цвета в природе значительно разнообразнее нашего красочного набора. Задача реалистически изобразить предмет в картине требует, чтобы работа над цветом была увязана с восприятием предмета, его качеств и среды, в которой он находится. Способность видеть в натуре и передавать цвет изображаемых предметов приходит в результате большой работы. Научиться различать оттенки цвета и устанавливать ту связь, в которой они существуют в натуре, в каждом конкретном случае можно, лишь внимательно наблюдая натуру, окружающую природу и предметы в различных условиях освещения. Наряду же с этим нужно научиться извлекать из красок необходимые цвета и слагать их в своем произведении в живописное целое, которое отражало бы характер наблюдаемого в натуре.
В расширении и упорядочении цветовых представлений большую роль будет играть понятие о цветовом круге. С его помощью надо дать детям понятие о теплых и холодных цветах и оттенках и развить умение путем сравнительной оценки по признаку «теплее» - «холоднее» определять цветовой тон. Далее дети должны научиться различать цвета по их светлоте и насыщенности и уметь, наблюдая в натуре цвета предметов, интерпретировать их тонально в монохромном решении. Для этого их следует познакомить с тоновой шкалой, где все оттенки серого лежат от белого и до черного в порядке абсолютной постепенности.
Вторая половина задачи развития чувств цвета - воспитание способности ощущать целое в сочетании цветов, колорит, - решается в этом возрасте исключительно индивидуально.
В переходный период развития детей нужно иметь в виду значительный диапазон их возможностей и ставить задачи сообразно с уровнем развития.
Способность сочетать и согласовывать цвета может проявляться двояко: во-первых, в работе с натуры, когда перед глазами находится заданное цветовое зрелище; во-вторых, в декоративных и иных композиционных задачах. Однако и во втором случае решать цветовую задачу нельзя абстрактно и произвольно. В основе решения должны лежать или пространственные, или идейно-художественные представления, обуславливающие цветовой образ.
Способность чувствовать и создавать цветовое единство развивается упражнением в обеих этих областях. Оба рода упражнений будут оказывать взаимное воздействие друг на друга.
В работе с натуры проблема цвета решается на основе рассматривания поверхности предмета и организации ее по форме. Цвет должен войти в сознание учащихся как неотъемлемое качество предметов, их признак. В силу особенностей восприятия подростков они видят цвета предметов по преимуществу локально. Живописное видение цвета и его передача в изображении приходят в результат все более расширяющегося анализа цветовых явлений, которые складываются в натуре - в группах предметов, в пейзаже и т.п.