Проведение практических занятий по некоторым творческим дисциплинам. Композиция.
Педагог (руководитель студии) работая над данной или свободно выбранной темой ставит перед собой задачу развивать способности у учащихся к творческой композиционной деятельности.
Уже в работе в натуры ребята познают выразительную сторону компоновки изображения, начинают понимать значение выбора точки зрения на изображаемый объект.
Последовательно у ребят возникают такие понятия как единство и равновесие в расположении частей, гармоническое сочетание цвета, колорит, ритмическое построение композиции.
В работе с натуры эти композиционные моменты заложены в самом объекте изображения, составленном или выбранном педагогом (натюрморт, пейзаж, интерьер и др.).
Задача ученика состоит в том, чтобы увидеть их и выявить в своей работе.
Расширяя и развивая знания композиционных средств изображения, необходимо индивидуально подходить к каждому ученику, предъявлять требования, соразмерно его силам и возможностям.
Овладевать живописно-техническими средствами ученик начинает уже в работе с натуры. Тем не менее, работая над тематической композицией, педагог должен обращать внимание детей на материал и его использование, добиваясь, чтобы отношение ученика к нему не было бы пассивным. Задумывая композицию, ученик должен представлять себе ее живописно-техническую концепцию.
Чтобы вызвать более активное отношение к замыслу композиции, педагог может предложить ученику новые материалы, определяющие ее внешний вид, например тонированную бумагу как живописную основу в сочетании с гуашью; комбинирование материалов - Пестели и гуаши, акварели и цветного карандаша, мела, угля и т.д. и т.п. Широкое изучение живописно-технических средств имеет и другую сторону. Без натуры дети чаще всего работают смелее и свободнее отдаются экспериментам как в области цвета, так и в сфере технических поисков. Нужно эти попытки поощрять и даже вызывать их.
Перечисленные задачи должны всегда быть в поле зрения педагога, и хотя в учебной работе каждая из них относительно самостоятельна, в сознании детей художественный образ должен возникнуть целостным, единым по содержанию и форме, не расчлененным на составляющие его элементы.
Творческое воображение, рождая замысел будущей композиции, группирует наблюдения и создает образы применительно к изображению заданной темы в том материале и в той технике, в какой будет выполнена будущая та или иная работа.
Работа над тематической композицией связана с развитием способности рисовать без натуры.
Составление композиции требует умения более или менее свободно рисовать «от себя». Иначе процесс ее сочинения может буквально раствориться и исчезнуть в усилии нарисовать что-нибудь без натуры.
Поэтому, прежде чем приступить непосредственно к сочинению композиции, следует проделать работу по памяти, приближающуюся по своей значимости к работе над тематической композицией.
Для таких заданий лучше всего взять пейзаж. Выбор его играет решающую роль. Пейзаж нужно выбрать так, чтобы он был активно воспринят учащимся. Он должен нравиться детям, быть им понятным по характеру, содержать в себе интересные детали, которые учащимся нетрудно передать по памяти. Как показывает опыт, лучше всего воспринимаются и запоминаются различные сочетания природы и строений. Легче запоминаются также интересное и резко выраженное освещение: вечер, полдень и т.д. Хорошо, если есть возможность показать интересное состояние погоды - дождь, снег, метель, оттепель и т.д. Благодарная тема вообще - городской пейзаж, образы города, улицы. В числе первых заданий по городскому пейзажу стоит предлагать делать маленькие, размером с открытку, пейзажи. Это пробуждает поэтическое отношение, получаются своего рода маленькие «поэмки».