Проведение практических занятий по некоторым творческим дисциплинам. Пейзаж по памяти. Часть 2.
Вот выбран пейзаж. Его предстоит запомнить, чтобы написать дома. Бессмысленно будет созерцать его, хотя бы и долго, в надежде механически унести с собою в уме каждую его деталь. Запоминание пейзажа - не фотографирование. Если мы остановились на каком-то куске природы (мотиве, как говорят), значит, он нам нравится. Прежде всего и нужно отдать ученику отчет в том, что он видит в нем интересного. Это интересное заключается не в присутствии в пейзаже каких-то особых предметов, а в особом характере всего мотива: в его цветовом строе, в состоянии погоды, в сочетании самих предметов разного характера, в ощущении движения или покоя, в настроении пейзажа, в контрастах или ритме элементов и т.п. Заметим, что без интереса к натуре вообще не может быть искусства живописи, и способность испытывать этот интерес к самым, с первого взгляда, неинтересным вещам и составляет так называемое умение видеть.
Детские лагеря как правило находятся в самых живописных местах. Педагогу не нужно далеко ходить, чтобы показать все великолепие созданного природой вокруг нас. Достаточно взять мольберт, скамеечку и можно работать прямо около студии, где все под рукой и бумага, и вода и краски. Работа по запоминанию пейзажа начинается с анализа увиденного учениками перед собой пространства. В известном смысле это отбор определенных моментов натуры. Отбор - потому что во всяком случае чем-то придется жертвовать, что-то мысленно убирать, а иногда и кое-что прибавить.
Жертвовать всем бывает жалко и обидно. Ребятам хочется все увидеть и все передать. Педагог должен мягко, ненавязчиво объяснить для чего нужно чем-то жертвовать. Ученик поймет и тогда можно говорить о цельности того или иного мотива, о его характере. Такой анализ натуры, конечно, помогает запоминанию, пейзаж будет виден не беспорядочным собранием случайных, не связанных друг с другом вещей, а приобретет смысл именно благодаря ощущению характера целого.
Осознав этот характер, вспоминая и любя его (мы уже говорили, что ученик выбирает мотив за то, что он ему нравится, что он что-то любит в нем), его трудно будет забыть. Если в нашем представлении возникнет какая-то деталь пейзажа, то чувство целого поможет вспомнить и другую, забытую. Видимо, здесь есть аналогия с запоминанием слов: трудно вспомнить десяток случайных слов или фразу на незнакомом языке, но легко запоминается понятная фраза, еще легче - строка стихотворения.
Но в живописи все вообще, от объема куба до движения души автора, выражается через форму и цвет красочных пятен (и еще через фактуру красочного слоя, может быть). И основной интерес пейзажа, его характер нужно понять в его конкретном изобразительном выражении, перевести его на язык пятен и линий, на язык краски. Этим занимается всякий, кто уже пишет с натуры. Имеющему опыт в рисовании с натуры, в определении тоновых и цветовых отношений, красочных смесей эта задача по-существу не представляет ничего нового.
Наблюдая свой пейзаж в натуре, чувствуя его характер ребенок воображает его уже написанным. Кроме выяснения цветовых и тоновых отношений, определения красочных смесей для каждого пятна, кроме рисунка, нужно отдать отчет и в характере пятен и линий, выражающих предметы пейзажа, в характере отношений этих пятен. Жесткость или мягкость, затушевание или подчеркивание, обобщение или детализация, точность прорисовки контура или нарочитая приблизительность, усиление контраста цвета и светотеневых пятен или смягчение его, подчеркивание ритмов на плоскости листа, разный характер мазка, некоторая условность трактовки предмета или же принципиальная натуральность и т.п. - все это конкретные средства, которыми располагает учащийся на своей работе. Это конкретные свойства пятен и линий физической краски, в которые переводится видимый в натуре мотив и которыми ученик мог бы выразить характер натуры.