Проверка и оценка результатов обучения. Часть 2.
В 2004 г. был опубликован проект «Стандарт основного общего образования по географии. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ» (Учительская газета, 27.01.2004 г.). В стандарте определены цели изучения географии: освоение системы географических знаний; овладение умениями; развитие познавательных интересов; воспитание любви к своей местности, своему району и своей стране; применение географических знаний и умений в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально ответственного поведения в ней.
Приведены основные источники географической информации: глобус и карга; природа Земли и человек; материки, океаны, народы и страны (страноведение); природопользование и геоэкология; география России. При анализе содержания этих источников информации выясняется следующее. В рубрике «Природа Земли и человек» много внимания уделяется вопросам истории освоения Земли и заселения ее человеком и основным оболочкам Земли: литосфере, гидросфере, атмосфере, биосфере и географической оболочке. В «Страноведении» предусматривается изучение населения мира, мировых религий, а также природы материков и океанов. В «Географии России» выделены разделы о природе, населении и хозяйстве, а также география своей республики (края, области). В «Природопользовании и геоэкологии» предусматривается изучение истории взаимодействия человека и природы, природных ресурсов и правил поведения человека в природе.
Существенное отличие нового стандарта 2004 г. состоит не только в содержании школьной географии, что выразилось прежде всего во введении новой рубрики «Природопользование и геоэкология». Вместе с тем в требовании к подготовке учащихся, кроме знаний и умений, включено применение полученных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни. Нельзя не отметить, что в новом стандарте «исчезло» умение прогнозировать, что вряд ли целесообразно.
Важнейшее положение современной методики обучения географии состоит в том, что проверке и оценке подлежат все компоненты содержания образования: знания, умения, опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностного отношения к миру. Это значит, что в составе проверки должны быть вопросы и задания по всем четырем компонентам содержания образования.
В современной методике доказано, что знания имеют три уровня усвоения. Если ученик воспроизводит учебный материал, сообщенный ему учителем, или он узнал о нем из учебника, то это будет первый уровень усвоения — воспроизводящий. Например, после объяснения учителя ученик дает определение понятия «река» и объясняет его сущность. Если же ученик применил знания в знакомой ситуации — дал характеристику реки по плану и карте, то это соответствует второму уровню, называемому репродуктивным.
На третьем, творческом уровне, учащийся применяет знания в новой, незнакомой ситуации. Например, на основе анализа физической и климатической карты отвечает на вопрос: «Почему весной возникают заторы на реках Сибири, текущих с юга на север?»
При оценке усвоения умений выделяются два уровня. Выполнение действий в знакомой ситуации и по известному алгоритму (например, типовому плану) соответствует I уровню, а при переносе действий в новую ситуацию — II уровню. Например, показ учеником VII класса на карте реки соответствует I уровню усвоения. Если ученик составлял характеристику реки по типовому плану и картам в VII классе и определил влияние климата на режим реки, то это соответствует II, творческому, уровню.
Наличие формирования опыта творческой деятельности определяется способностью учащихся выполнять проблемные и творческие задания.
В усвоении опыта творческой деятельности учащихся выделяется три уровня (по Г. А. Понуровой).