Проверка и оценка результатов обучения. Часть 3.
На первом уровне учащиеся выполняют отдельные этапы проблемной задачи в ходе проблемного изложения. Например, при изучении темы «Озера» в VI классе в ходе изучения учитель задает проблемный вопрос: «Почему одни озера имеют пресную воду, а другие — соленую?»
На втором уровне учащиеся решают проблемные задачи в ходе эвристической беседы, состоящей из серии вопросов. Примером может быть проблемное задание из курса географии: «Определите последствия в природе и хозяйстве при создании водохранилища в вашем крае». Учитель дает наводящие вопросы для определения положительных и отрицательных последствий создания водохранилища. Учащиеся определяют последствия создания водохранилища в своем крае.
На третьем уровне учащиеся выполняют полностью самостоятельный анализ проблемной ситуации, устанавливают противоречия и решают проблему. В качестве примера можно привести проблемное творческое задание: «Почему в пустыне Намиб, находящейся на побережье океана, выпадает осадков меньше, чем в самых сухих местах Сахары?» Учащиеся самостоятельно выполняют все этапы решения проблемы.
Оценка сформированности опыта эмоционально-ценностного отношения учащихся должна выполняться на основе учета этапов его формирования (по В. В. Николиной). Если учащиеся усвоили все этапы, то можно считать, что опыт эмоционально-ценностного отношения у учащихся сформирован в достаточной мере на оценочном уровне. При этом особенно важно, чтобы учащиеся овладели умением выполнять эколого-экономическую оценку природных ресурсов .
Способы и формы проверки. Проверка знаний и умений осуществляется следующими способами: 1) устная проверка; 2) письменная проверка. Графическая проверка — разновидность письменной проверки. Каждый способ применяется в двух основных формах: индивидуальной и фронтальной.
При устной индивидуальной проверке учитель задает вопрос и вызывает для ответа к доске (или к карте). Такая проверка позволяет наиболее полно проверить каждого учащегося. Вопрос должен выражать наиболее цельную и значительную по объему часть проверяемого материала. Естественно, что в VI и VII классах эти вопросы значительно меньше по объему, чем в старших. Постановка вопроса должна стимулировать полный и связный ответ. Особенно вредны вопросы неопределенные. Например: «Что вы знаете о климате Западной Европы?» Совсем другое дело, когда вопрос побуждает ответ, ориентированный на сравнение. Например: 1. Сравните климат Африки и Австралии по карте; 2. Сравните геологическое строение Восточно-Европейской равнины и Средне-Сибирского плоскогорья по карте.
Учитель дает возможность ученику изложить все, что он по этому вопросу может сказать. Прерывать ответ можно тогда, когда ученик отклоняется в сторону или отвечает не по существу, или делает крупные ошибки. Надо уметь вовремя поправить ученика. Некоторые ученики делают грубые ошибки, что вызывает смех. Здесь, возможно, следует проявить терпимость. Если допущены в ответе ошибки, учитель должен задать наводящие вопросы. Если это не помогает, то следует вызвать другого ученика. Дополнительными вопросами учитель выявляет глубину понимания, установления причин и следствий и взаимосвязей между географическими явлениями и процессами. Опрос должен сопровождаться обобщением учителя, где подтверждаются основные положения вопроса. При правильных ответах обобщение учителя не требуется.
При устной индивидуальной проверке знаний учащихся большое внимание уделяется проверке знаний карты и умению работать с ней. В младших классах в этих целях очень важно проводить проверку в виде путешествия по карте. В VI-VIII классах целесообразно давать вопросы на составление характеристик природы по карте (или картам). Иногда применяется опрос по различным наглядным пособиям, моделям и образцам полезных ископаемых или образцам промышленной продукции.
Для активизации индивидуальной проверки практикуется «оппонирование» ответов учеников его одноклассниками, которые указывают на пропуски в ответе или ошибки.