Методические материалы, статьи

Проверка и оценка результатов обучения. Часть 3.

На первом уровне учащиеся выполняют отдельные этапы проблемной задачи в ходе проблемного изложения. Например, при изучении темы «Озера» в VI классе в ходе изучения учитель задает проблемный вопрос: «Почему одни озера имеют пресную воду, а другие — соленую?»

На втором уровне учащиеся решают проблемные задачи в ходе эвристической беседы, состоящей из серии вопросов. Примером может быть проблемное задание из курса географии: «Определите последствия в природе и хозяйстве при создании водохранилища в вашем крае». Учитель дает наводящие вопросы для определения положительных и отрицательных последствий создания водохранилища. Учащиеся определяют последствия создания водохранилища в своем крае.

На третьем уровне учащиеся выполняют полностью самостоятельный анализ проблемной ситуации, устанавливают противоречия и решают проблему. В качестве примера можно привести проблемное творческое задание: «Почему в пустыне Намиб, находящейся на побережье океана, выпадает осадков меньше, чем в самых сухих местах Сахары?» Учащиеся самостоятельно выполняют все этапы решения проблемы.

Оценка сформированности опыта эмоционально-ценностного отношения учащихся должна выполняться на основе учета этапов его формирования (по В. В. Николиной). Если учащиеся усвоили все этапы, то можно считать, что опыт эмоционально-ценностного отношения у учащихся сформирован в достаточной мере на оценочном уровне. При этом особенно важно, чтобы учащиеся овладели умением выполнять эколого-экономическую оценку природных ресурсов .

Способы и формы проверки. Проверка знаний и умений осуществляется следующими способами: 1) устная проверка; 2) письменная проверка. Графическая проверка — разновидность письменной проверки. Каждый способ применяется в двух основных формах: индивидуальной и фронтальной.

При устной индивидуальной проверке учитель задает вопрос и вызывает для ответа к доске (или к карте). Такая проверка позволяет наиболее полно проверить каждого учащегося. Вопрос должен выражать наиболее цельную и значительную по объему часть проверяемого материала. Естественно, что в VI и VII классах эти вопросы значительно меньше по объему, чем в старших. Постановка вопроса должна стимулировать полный и связный ответ. Особенно вредны вопросы неопределенные. Например: «Что вы знаете о климате Западной Европы?» Совсем другое дело, когда вопрос побуждает ответ, ориентированный на сравнение. Например: 1. Сравните климат Африки и Австралии по карте; 2. Сравните геологическое строение Восточно-Европейской равнины и Средне-Сибирского плоскогорья по карте.

Учитель дает возможность ученику изложить все, что он по этому вопросу может сказать. Прерывать ответ можно тогда, когда ученик отклоняется в сторону или отвечает не по существу, или делает крупные ошибки. Надо уметь вовремя поправить ученика. Некоторые ученики делают грубые ошибки, что вызывает смех. Здесь, возможно, следует проявить терпимость. Если допущены в ответе ошибки, учитель должен задать наводящие вопросы. Если это не помогает, то следует вызвать другого ученика. Дополнительными вопросами учитель выявляет глубину понимания, установления причин и следствий и взаимосвязей между географическими явлениями и процессами. Опрос должен сопровождаться обобщением учителя, где подтверждаются основные положения вопроса. При правильных ответах обобщение учителя не требуется.

При устной индивидуальной проверке знаний учащихся большое внимание уделяется проверке знаний карты и умению работать с ней. В младших классах в этих целях очень важно проводить проверку в виде путешествия по карте. В VI-VIII классах целесообразно давать вопросы на составление характеристик природы по карте (или картам). Иногда применяется опрос по различным наглядным пособиям, моделям и образцам полезных ископаемых или образцам промышленной продукции.

Для активизации индивидуальной проверки практикуется «оппонирование» ответов учеников его одноклассниками, которые указывают на пропуски в ответе или ошибки.

Д. Финаров

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005