Методические материалы, статьи

Проверка и оценка результатов обучения. Часть 4.

При фронтальной проверке знаний учитель сначала продумывает, а затем разбивает учебный материал, усвоение которого намечается выполнить, на небольшие по объему вопросы, логически связанные между собой и подводящие к определенному выводу. Намеченные вопросы предлагаются классу. На вопрос отвечает один ученик с места. Другим учащимся предлагается сделать поправки или дополнения. В конце фронтального опроса учитель подводит итоги и делает обобщение. Например, при проведении фронтальной проверки по теме «Глобус и географическая карта», раздела «Отличия плана местности от географической карты», «Значение карт в хозяйстве и других областях деятельности человека» можно поставить такие вопросы:

  • Что такое план местности?
  • Дайте определение понятия «карта».
  • Чем отличается план от карты по масштабу и охвату территории?
  • Чем отличается определение направлений, сторон горизонта на карте от плана?
  • Как отличается изображение местности на плане от карты?
  • Для каких целей используются в народном хозяйстве планы?
  • Для каких целей применяются в народном хозяйстве карты?

При фронтальной проверке знаний многими учителями используется прием, называемый «путешествие по карте». Он заключается в том, что учитель дает классу маршрут (например, проехать из Санкт-Петербурга водным путем в Одессу или Рио-де-Жанейро). Вызывает одного ученика к карте, который должен показать все пункты маршрута и дать характеристику объектов.

Письменная проверка знаний. Рекомендуется проводить фронтальную письменную проверку знаний с целью обобщения знаний по широкому кругу вопросов и выявить типичные недостатки в усвоении понятий (1 задача), а также закрепление умений (2 задача).

Обычно письменная работа проводится по крупному разделу курса. При письменном ответе на вопросы следует разрешать пользоваться учебником и атласом. Вопросы должны иметь обобщающий характер, направленный на самостоятельный анализ изученного материала (доказательство, установление причинно-следственных связей, сравнение и т.п.). Например:

  • Объяснить и доказать влияние Атлантического океана на климат Европейской части России (в VIII классе).
  • Охарактеризовать отличительные особенности климата Дальнего Востока (в VIII классе).
  • Доказать, что Германия является высокоразвитой индустриальной страной.

Ответы на такие вопросы ученики не найдут на одной странице, а вынуждены будут просмотреть ряд параграфов.

В практике работы применяется другой тип фронтальных работ — задания, проверяющие умения учащихся:

  • Задания по нанесению объектов на контурную карту (знание номенклатуры).
  • Измерительные работы на карте (например, измерить расстояние от Санкт-Петербурга до Владивостока и т.п.).
  • Задания по чтению карты (например, дать характеристику природы Западной Сибири на основе карт).
  • Задания графического характера по составлению схем, картосхем и таблиц.
  • Задания по анализу статистического материала, составлению статистических таблиц.

Целесообразно при фронтальной письменной проверке давать два варианта работы. Это возможно написать на доске или на отдельных карточках, которые раздаются учащимся.

Письменные работы выполняются также в форме домашних заданий. Учитель при проверке письменных работ делает исправления (лучше красным карандашом или другого цвета). Для фронтальной проверки специфическими являются географические диктанты. Учитель диктует всему классу вопросы, а учащиеся записывают ответы. Обычно на географические диктанты отводится 15-20 минут, поэтому задания должны быть краткими, требующими краткого ответа. Например:

  • Какие почвы преобладают в степной зоне?
  • Когда разливаются реки в области муссонного климата?

Иногда применяются топографические и картографические диктанты. Интересным может быть топографический диктант по условным знакам. Учитель диктует текст, а ученики ставят условные знаки (в тетради). Например: «Группа учеников вышла из лагеря на СВ по Аз 30° и двигалась 6 км до элеватора, а затем по шоссе шла на СЗ по Аз 40° 8 км до кирпичного завода» и т.д. Картографические диктанты проводятся по контурным картам. Учитель называет объект, а ученики надписывают его на контурной карте. Например: «Найдите Ладожское озеро и нанесите его название».

Д. Финаров

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005