Методические материалы, статьи

Проверка и оценка результатов обучения. Часть 5.

Тестовый контроль результатов обучения. Термин «тест» английского происхождения и в переводе означает — испытание, проверка. Методики тестового контроля возникли в зарубежных странах в связи с появлением программированного обучения. Тесты применялись и в России, но в основном для оценки результатов обучения по отдельным темам, и широкого применения в советское время не получили. В некоторых методических пособиях приводились примеры тестовых заданий и иногда назывались «географическими диктантами».

Начиная с 90-х годов XX века отношение к тестам сильно изменилось. Тестовые задания стали интенсивно разрабатываться, и появились обобщающие работы, отражающие требования стандарта образования (В. Г. Капустин, И. Н. Корнев, С. Н. Поздняк, 1999). Одной из главных причин этого увеличения внимания к результатам обучения как основному показателю его качества в связи с разработкой стандартов образования. Вторая причина — необходимость выполнения более объективной оценки результатов обучения учащихся. Многие педагоги считают, что оценки и отметки учащихся во многих случаях очень субъективны и зависят от подхода к этому вопросу со стороны учителя. Поэтому существующая система оценок и отметок знаний учащихся (пятибалльная) считается очень несовершенной. Как известно, оценка — процесс диагностики и выставления отметки, а отметка — количественное выражение оценки результатов обучения (5, 4, 3, 2, 1). Третья причина — внедрение в учебный процесс компьютерных технологий и возможность автоматизированной обработки результатов выполнения проверочных работ.

Педагогический тест — система заданий специфической формы, созданная с целью объективной оценки уровня и качества подготовки учащихся по определенному предмету или области знания (В. Г. Капустин и др., 1999). Тесты представляют собой задания, сформулированные в форме утверждения, которые в зависимости от ответа испытуемого могут превращаться в истинные или ложные высказывания. Ответ носит утвердительный характер (да/нет). В таком виде ответы легко кодируются и могут быть успешно обработаны автоматизированными средствами. По охвату учащихся может быть проведено индивидуальное и групповое тестирование. Учителю географии можно рекомендовать разрабатывать тестовые задания, но для этого надо знать правила их составления.

Технология конструирования и разработки тестовых заданий (В. Г. Капустин и др., 1999) состоит из нескольких этапов, включающих ряд последовательных действий: определение цели использования тестового задания в соответствии с требованиями стандарта географического образования; основного содержания тестового задания; выбор формы задания, адекватного его содержанию; определение структуры тестового задания.

При определении цели и типа тестового задания необходимо учитывать требования образовательного стандарта. В соответствии с первым требованием стандарта «Знать и понимать» выделяется I тип тестовых заданий, предполагающих узнавание и воспроизведение географических знаний. Например, задание: «Укажите самый влажный материк Земли». Варианты ответов: 1. Африка; 2. Австралия; 3. Антарктида; 4. Южная Америка; 5. Северная Америка; 6. Евразия.

В соответствии со вторым требованием стандарта — II тип теста, ориентированный «на умения» (определять расстояние, описывать географические объекты и т.д.).

III тип тестовых заданий ориентирован на уровень «анализа и синтеза», исходит из требований стандарта «Оценивать последствия деятельности человека в окружающей среде».

IV тип тестовых заданий, ориентированных на требования стандарта «Применять в практической деятельности» (ориентироваться на местности, читать план местности и карту и др.).

Д. Финаров



См. также:

Услуги стоматологических клиник по зубному протезированию
Бытовые кондиционеры в современных домах
Услуги сервисных компаний по ремонту стиральных машин
Услуги типографий
Программируемые логические контроллеры и их применение в промышленности
Интернет-магазины мебели
Курсы иностранных языков в Кирове
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005