Методические материалы, статьи

Психологические основы развивающего обучения географии. Часть 1.

Обучение в современной школе, как правило, должно носить развивающий характер. Тем не менее, значительные достижения в реализации теории развивающего обучения, учитывающие изменения нашей общественной жизни, еще недостаточно внедряются в практику обучения географии. Поэтому изучение современного состояния теоретических основ обучения географии поможет молодым специалистам более обоснованно подойти к: планированию учебного процесса.

Теория развивающего обучения берет свое начало в работах И. Г. Песталоцци (1746-1827), А. Дистервега (1790-1866), К. Д. Ушинского (1824-1870) и других. К. Д. Ушинский разработал дидактическую систему, в которой раскрыты особенности умственного развития ребенка и обоснована необходимость их учета и развития в процессе обучения. Он исходил из того, что следует передать ученику не только знания, но и развивать в нем желание и способности самостоятельно приобретать новые знания. К. Д. Ушинский ставил перед учителем задачу «учить учиться» детей и помочь найти им свое место в жизни. Дальнейшее развитие идеи о ведущей роли развивающего обучения в умственном развитии учащихся получили в работах Л. С. Выготского, Б. Т. Ананьева, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, Н. А. Меньчинской, A. Н. Леонтьева и Д. Б. Эльконина.

В начале 30-х годов XX в. Л. С. Выготский выдвинул идею обучения, идущего впереди развития и ориентированного на развитие ребенка как на основную цель. Знания по этой гипотезе не являются конечной целью обучения, а лишь средством развития учащихся. Обучение должно быть нацелено на «зону ближайшего развития», т.е. на те виды деятельности, которые ребенок еще не в состоянии выполнить самостоятельно, но с которыми он может справиться с помощью взрослых. Идеи Л. С. Выготского получили дальнейшее развитие в психологической теории деятельности, разработанной А. Н. Леонтьевым и П. Я. Гальпериным.

Существенным признаком развивающего обучения является то, что оно создает зону ближайшего развития, вызывает и побуждает внутренние процессы психических новообразований. В 50-60-х годах XX в. Л. В. Занков предпринял попытку реализовать идею о зоне ближайшего развития. Он разработал систему интенсивного всестороннего развития детей в начальной школе.

Г. К. Селевко разработал технологию саморазвивающего обучения, в которой деятельность ребенка выражается не только в удовлетворении познавательной потребности, но и в самоутверждении и самоактуализации при использовании мотивов самоусовершенствования личности.

Для обоснования процесса развивающего обучения важнейшим является принцип единство сознания и деятельности, сформулированный А. Н. Леонтьевым и С. П. Рубинштейном. Он состоит в том, что психика человека формируется в его деятельности: трудовой, учебной и игровой. Любые природные задатки, имеющиеся у ребенка с его рождения, смогут получить развитие лишь в процессе деятельности. Этот принцип получил неоднократное подтверждение во всех учебных предметах. Доказано, например, что изучение географии наиболее успешно при использовании карт, и в особенности контурных, когда изучаемые объекты наносятся на карту.

Для методики обучения географии очень важно то, что мышление не может быть сведено к функционированию готовых знаний. С. П. Рубинштейн установил, что мышление представляет собой продуктивный процесс, и поставил задачу изучать не только итоги мыслительной деятельности, а сам процесс мышления. Было доказано, что продуктивность мышления наиболее ярко выступает при решении учеником различных проблем, и поэтому проблемность является важной и неотъемлемой чертой познания.

Психологический принцип единства сознания и деятельности в дидактике реализуется в единстве содержательной и процессуальной сторон обучения.

Д. Финаров

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
на дому капельница Цена от срока проводимого лечения не зависит. Подготовка - только 5 дней трезвости. Продолжительность процедуры - до 1,5 часов.

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005