Психологические основы развивающего обучения географии. Часть 2.
Единство содержательной и процессуальной сторон обучения. Обучение представляет собой целостную систему, в которой содержание и процессуальная сторона существуют и единстве и определяют друг друга. Содержание образования выражается в качестве педагогической модели социального заказа. Объем содержания школьного географического образования определяется практическими потребностями человеческого общества. В связи с этим целью географического школьного образования является формирование всесторонне развитой личности выпускника школы, обладающего географической культурой (по В. П. Максаковскому), являющейся частью общечеловеческой культуры.
Взаимовлияние содержательной и процессуальной сторон обучения происходит в двух аспектах.
Первый аспект — педагогическая действительность. Это означает, что содержание образования существует в разных формах учебной деятельности. Части географического образования усваиваются учениками на каждом уроке и поэтому принимают форму учебной деятельности.
Убедительным примером, подтверждавшим принцип единства содержания географического образования и процессуальной функции, является двуединая функция учебников по географии. В учебниках содержится не только содержание образования, но и методический аппарат (система вопросов в начале и конце каждого параграфа), используемый учителем и учениками для организации учебной познавательной деятельности учащихся.
Второй аспект состоит в том, что содержание образования может быть отделено от деятельности в обучении лишь в целях его анализа и конструирования.
Учитель осуществляет преподавание, используя содержание образования в качестве средства взаимодействия с учащимися. Ученик воспринимает содержание, взаимодействует с ним, т.е. усваивает его.
Усвоение — это слияние нового опыта учащегося с прежним опытом, новой информацией с уже осознанной ранее (по И. М. Сеченову), превращение накопленного социального опыта в достояние личности, в свойство. Усвоение может быть стихийным и целенаправленным. Например, если ребенок видит в лесу на южном склоне холма новые растения, отличные от растений северного склона, то это стихийное усвоение. Но если взрослый объяснит ребенку, что произрастание иных видов растений на южном склоне не случайно, а отражает зависимость размещения растений от температурных условий, определяемых экспозицией склона, то в этом случае усвоение становится целенаправленным. Целенаправленное усвоение подразделяется на два подвида: организованное самим учеником и полученное в процессе направленного обучения. Результатом всякого усвоения является приобретенным знанием — научение. Научение — это усвоение знаний, а также обусловленных ими определенных действий и поступков (А. В. Петровский, 1973).
В ходе усвоения учитель проверяет, а ученик сигнализирует учителю о результатах усвоения. Такая последовательность процесса обучения представляет собой акт обучения, характеризующий состояние или уровень подготовки ученика, его способность осмыслить очередную порцию учебного материала, предлагаемую учителем. При осуществлении акта обучения учителю и ученикам необходимы средства обучения (учебник, наглядные пособия, приборы и т.п.). Движущей силой процесса обучения является противоречие между потребностями общества, предъявляемыми к подготовке молодого поколения и существующим уровнем этой подготовки. Когда у учащихся сформирован интерес к знаниям, то движущей силой обучения становится противоречие между тем, что знает и умеет ученик, и целью, которая перед ним возникает.
Усвоение под руководством учителя, как правило, короче стихийного. Отечественные психологи, вслед за Л. C. Выготским, все психические процессы — восприятие, мышление, память и усвоение — считают определенными видами деятельности, накопленного общественного опыта. Усвоение этого опыта каждым новым поколением происходит в результате передачи опыта во Внешне выраженной форме путем показа образцов действия и в виде словесной информации. Усваивает учащийся индивидуально, и поэтому безусловно сказываются его личные особенности. Следовательно, процесс усвоения реализуется совместным действием, внешней и внутренней деятельностью.