Психолого-методические понятия. Часть 2.
Изучая орфографическое правило и закрепляя его упражнениями, ребенок имеет возможность «пошаговой» реализации действий с языковым материалом. Когда же ученик пишет диктант, он поставлен в условия мгновенного реагирования на услышанное. Само упражнение — диктант — требует быстрого применения «готового буквенного перевода», т.е. симультанного навыка: образ слова (или множества слов) должен сразу появиться на «экране» сознания. Другими словами, написание диктанта предполагает наличие в сознании ребенка целого арсенала готовых орфографических моделей языковых единиц, которые являются результатом «свернутого» действия по освоению орфографического правила.
Вопреки распространенному мнению о том, что «свернутое» действие является, по сути дела, тем же по своей ориентировочной основе и операциональной структуре, что и в начале его усвоения, ученый М. С. Шехтер полагает, что «свернутое» действие — это проявление нового сформировавшегося способа ориентации. В своем исследовании «Проблемы симультанного узнавания» М. С. Шехтер начал изучение закономерностей и механизмов формирования целостных образов, способов и механизмов, с помощью которых человек достигает мастерства в быстром узнавании предметов и явлений.
Специфика этого способа состоит в том, что он опирается на особого рода целостные образы, которые не расчленены на компоненты, а «работают» как монолит, «единое целое». Такого рода образы часто формируются в процессе обучения даже стихийно, но их содержание и характер использования далеко не всегда оказываются приемлемыми.
В начале XX в. в Европе, а затем и в послереволюционной России был популярным метод обучения чтению и письму «целыми словами». В 1930-е гг. его критиковали как несостоятельный. Однако спустя без малого сто лет физиологи и психологи с различных позиций пришли к единому выводу, что необходимы специальные педагогические меры по формированию указанных образов и действий на их основе, а также специальная обработка этих действий и, следовательно, вообще нового способа ориентации. К сожалению, методическая наука пока только приступила к разработке таких «специальных мер».
Основным психологическим механизмом как пунктуационной, так и орфографической грамотности является упреждение и удержание правилосообразных блоков. «Блоки» для пишущего выступают как целостные образования, мгновенно им опознаваемые. Только когда этот механизм работает, можно говорить о сформированности навыка. Обучать этому можно и нужно уже в начальной школе. Не уделяя внимания проблеме психологической природы «свернутых» познавательных действий, учителя совершают серьезную ошибку принципиального характера: смешивают виды упражнений, основанные на различных закономерностях восприятия и актуализирующие не те механизмы интеллекта, на которые направлены эти упражнения. Это вызывает обратную общим усилиям реакцию. И этим во многом объясняется низкий уровень общей орфографической грамотности выпускников средних школ.
Наша задача — научиться использовать открытия психологической науки в обучении орфографии. С этой целью в методике появились понятия «орфографическое умение» и «орфографическая зоркость». Эти понятия напрямую связаны с уже известным вам понятием — речевой, или фонематический, слух. // Е. Антонова