Психолого-методические понятия. Часть 3.
Правильно организованная работа по формированию фонематического слуха в период обучения грамоте подготавливает почву для формирования орфографической зоркости, так как за три четверти учебного года у школьника на основе развивающегося умения соотносить с определенным звуком определенную букву вырабатываются звуко-буквенные эталоны. Это такие наборы слогов, которые в сознании имеют соответствующие связки «слышу — пишу»: если «обученное ухо» слышит [ч'а] или [жы], то «обученная рука» напишет ча или жи. Однако, услышав слово [р'иэды], грамотный второклассник с развитым речевым (фонематическим) слухом обнаружит «ловушку» — безударный гласный в первом слоге — и будет искать проверочное слово, найдет ряд и напишет ряды. К четвертому году обучения такие слова уже не будут вызывать необходимость в проверке, так как включится механизм симультанного навыка и сознание пополнится эталонами слов, которые не будут нуждаться в проверке, а со слуха сразу будут вызывать правильный в орфографическом смысле образ. Это и называется сформированным орфографическим навыком. При этом мы должны понимать, что сформированным он будет лишь для правил, изучаемых в начальной школе.
Программный материал средней школы еще придется осваивать, однако опыт чтения школьниками произведений разных жанров позволяет неосознанно пополнять сознание орфографическими эталонами слов. И происходит это независимо от изучаемых правил. Вот почему так изменилась картина орфографической успеваемости в современной школе — дети практически перестали читать. Более того, визуальные формы информации — кинотеатр, телевизор, компьютер — меняют отношение пользователя к печатному слову. Преобладающий жанр комиксов, где максимум информации содержит картинка и минимум — текст, навязывает сознанию другие эталоны-образы, которые, к сожалению, не расширяют лексикон ребенка. А лексикон — это слова, синтаксические конструкции, за которыми стоят значения, позволяющие с их помощью углубляться в чтение, понимать написанное и писать правильно понятое, как чужое, так и свое собственное.
Формирование орфографической зоркости связано с пониманием учеником того, что при переводе из устной формы слова в письменную всегда есть ошибкоопасные места. Правильное обучение грамоте с самого начала запускает у ребенка механизм внимательного отношения к слову — мы учим наблюдать признаки орфограмм («ловушек»):
- в слове с одним слогом опасным для написания местом может быть согласный на конце слова или несколько согласных рядом, потому что согласные имеют свойство «маскироваться» друг под друга: озвончаться, оглушаться, «пропадать», смягчаться или становиться твердыми;
- в многосложных словах, кроме согласных с их «хитростями», возникают трудности и с гласными, на которые не падает ударение: звуки [о], [э] в безударном положении очень похожи на звуки [а], [и];
- имена собственные (человека, животных, названия городов, стран и т.п.) всегда пишутся с заглавной буквы;
- в предложении всегда следует показывать его границы: начало — заглавной буквой, конец — определенным знаком препинания;
- внутри предложения бывают знаки препинания, без которых не будет ясен его смысл.
Эти пять несложных методических требований обязательно озвучиваются (одновременно или выборочно в соответствии с заданием) на каждом уроке в качестве установки перед выполнением конкретного письменного упражнения.
Орфографическое умение формируется при изучении каждого правила правописания по специальной методике. Надо понимать, что для успешной выработки данного умения активизируются все потенции детского организма — от физиологической способности включать анализаторы (слух, зрение, осязание) и рукодвигагельные навыки до мыслительных способностей сравнивать, группировать, обобщать, запоминать и т.п. И в связи с необходимостью включения ребенком своего физического и интеллектуального потенциала снова возникает вопрос о мотивации учеников к познавательной деятельности. Организуя формирование орфографического навыка, учителя с этой целью, если они хотят получить положительный результат обучения, ищут способы адаптировать трудный для ребенка материал в учебно-игровую форму.