Психологические основы формирования навыка чтения. Часть 2.
Выделяя этапы процесса становления навыка чтения, Т. Г. Егоров отмечал, что процесс этот строится на основе второй сигнальной системы и поэтому требует не дрессуры, а развития мышления и речи учащихся.
На первом — аналитическом этапе — сознание ученика направлено на овладение частями целого. Сначала ребенок учится соотносить звук и букву, овладевает слиянием — читает слоги, затем из слогов складываются слова. Понимание прочитанного в этот период отдалено от процесса восприятия по времени: ребенок сначала прочитывает слово и только затем осознает его значение. Для этого периода характерно «рубленое» чтение: слова читаются без фразовой интонации, по принципу присоединения друг к другу. Поэтому ребенок часто возвращается к прочитанному и повторяет слова, присоединяя вновь прочитанное слово к произнесенным ранее. Фактическое содержание предложения может быть понято только после того, как прочитаны и произнесены подряд все слова, его составляющие. Типичные ошибки в этот период: замена окончаний слов и повтор. Если ребенок сам начинает замечать свои ошибки и исправлять их, значит, он вступил в стадию перехода на новый этап становления навыка.
Второй этап — синтетическое чтение — назван так потому, что слово в сознании ученика перестает быть простой суммой отдельных частей, выступает как целое. Происходит резкий скачок в понимании смысла прочитанного за счет того, что слова сливаются в предложение, ребенок овладевает фразовой интонацией. Физиологи связывают процесс понимания с работой речедвигательного аппарата. Именно за счет сигнала, вызванного работой речедвигательных мышц и поступающего в мозг, происходит понимание. Мышцы речевого аппарата работают и при чтении вслух, и при чтении про себя, хотя в последнем случае это движение менее выражено. Неслучайно дети интуитивно используют шепотное, жужжащее чтение — так им легче понять содержание читаемого. Период синтетического чтения очень длителен. По мнению Т. Г. Егорова, высказанному им в середине прошлого века, он длится все время начального обучения, а у многих детей завершается лишь в средней школе. Современные методики обучения позволяют значительно ускорить этот процесс.
Третий этап становления навыка чтения — этап автоматизации. На этом этапе уже сформированные связи уточняются и закрепляются. Техническая сторона чтения становится для человека средством постижения смысла. Признаком перехода ребенка на этап автоматизации является его стремление читать про себя, выражение эмоциональной реакции при молчаливом чтении.