Психологические основы методики обучения РКИ. Часть 1.
Психологические основы — это вся совокупность фактов и закономерностей психологии, используемых в методике обучения русскому языку как иностранному. В настоящее время под психологическими основами методики, понимают, прежде всего психологию обучения неродному языку. Психология обучения неродному языку — одно из направлений педагогической психологии. Это интегративная наука: в ней находят отражение любые полезные для методики данные, накопленные в общей и педагогической психологии, психолингвистике и психологии общения, социальной психологии, этнопсихологии, возрастной и дифференциальной психологии.
Обучение представляет собой совместную деятельность преподавателя и учащихся, в результате которой обогащается психофизиологическая структура личности учащихся — в ней возникают определенные новообразования, готовящие учащихся к выполнению новой, ранее неизвестной им деятельности. Эти психофизиологические новообразования или непосредственно дают возможность учащимся осуществлять новую деятельность (умения и навыки), или являются базой для овладения умениями и навыками (знания, способности, мотивы деятельности).
Специфика обучения неродному языку, в том числе и русскому языку как иностранному, — в его особом характере, связанном со спецификой объекта обучения, которым является речевая деятельность на неродном языке. Речевая деятельность — это активный, целенаправленный, опосредованный языковой системой и обусловленный ситуацией общения процесс передачи или приема сообщения, т. е. процесс продукции и рецепции. Она реализуется в таких основных видах, как аудирование, говорение, чтение и письмо.
Результатом обучения видам речевой деятельности являются речевые умения: говорить, слушать, читать, писать. Речевое умение — это способность осуществлять речевую деятельность в процессе общения. Каждый человек может овладеть языком, но уровень владения родным и неродным языком (объем словарного запаса, уровень владения грамматическими средствами, степень владения стилевыми регистрами и др.) у всех людей разный. Именно поэтому речевое умение как владение речевой деятельностью на разных уровнях совершенства.
Каждое речевое умение структурно состоит из простейших умений, или микроумений, под которыми понимают способность осуществлять речевое действие, т. е. понять или выразить конкретную мысль или чувство в устной или письменной форме. Так, умение говорить складывается из простейших умений поприветствовать собеседника, выразить сожаление, извиниться, узнать о прибытии поезда и т. д. Каждое простейшее умение — сложное образование, включающее, в частности, навыки выполнения речевых операций.
В процессе общения, например при говорении, контроль сознания обычно направляется на содержание речи, а не на ее операционную сторону. Это возможно только тогда, когда речевые (грамматические, лексические, фонетические и графические) операции автоматизированы, т. е. когда сформированы речевые навыки. Речевой навык — это способность выполнять автоматизированную речевую операцию.
Однако речевые умения состоят не только из речевых навыков. «.. . Речевая деятельность (в частности устная речь, чтение, письмо) отнюдь не сводится к автоматизированным навыкам, а представляет собой некую творческую деятельность ...». В основе речевой деятельности помимо операциональных механизмов оформления и оперирования, лежат механизмы осмысления, памяти, антиципации, обеспечивающие ее творческий характер.