Психологические основы методики обучения РКИ. Часть 2.
Операциональная сторона речевой деятельности также не всегда полностью автоматизирована, наименьшая степень автоматизации речевых операций отмечается на ранних стадиях изучения языка. Отсутствие автоматизации свидетельствует о несформированности речевых навыков и о том, что данные речевые операции выполняются под контроле сознания. Основой для осознанного выполнения таких речевых операций служат метаязыковые знания, или знания о языке. Способность использовать метаязыковые знания для анализа и осознанного конструирования речевых единиц называется метаязыковым умением.
Метаязыковые умения наряду с речевыми навыками входят в состав речевых умений и активно участвуют в осуществлении рецептивной и продуктивной речевой деятельности. Их удельный вес по сравнению с речевыми навыками невелик, в ином случае речевая деятельность на неродном языке была бы затруднена или просто невозможна.
Формирование речевых умений и навыков (а в отдельных случаях и метаязыковых умений) — основная цель обучения неродному языку. Общее дидактическое правило формирования умений состоит в том, что научиться деятельности можно только в процессе осуществления этой деятельности. Например, если преподаватель хочет научить иностранных учащихся говорить на русском языке, все приемы его воздействия на учащихся должны стимулировать их говорение на русском языке. Правило обучения деятельности в процессе этой деятельности лежит, в частности, в основе коммуникативного метода обучения иноязычному говорению. Главное требование к формированию речевых умений — постоянная речевая практика, организация на занятии всех видов и форм речевого общения, соответствующих потребностям и интересам учащихся.
Поскольку в основе каждого вида речевой деятельности лежат общефункциональные речевые механизмы, необходимы специальные упражнения для их развития и «прилаживания» к неродному языку. Кроме того, никакие речевые умения не могут быть сформированы без опоры на речевые навыки — навыки оформления речевых единиц и оперирования ими. Формирование речевых навыков — также одно из условий формирования речевых умений. Становление речевых навыков не предшествует становлению речевых умений. Оба эти процесса тесно переплетены и протекают параллельно.
Три стадии, которые проходят речевые навыки в ходе своего становления: ориентировочная, стандартизирующая, или стереотипизирующая и варьирующая.
Существуют два пути формирования речевого навыка, условно названные «сознательным» и «бессознательным». Результатом обучения также являются качественно различные навыки — «сознательные» и «бессознательные». Эти термины не отражают психологической сути навыков, которые в любом случае функционируют без участия сознания, они указывают лишь на специфический характер их становления. При формировании «сознательного» навыка обязателен этап актуального сознавания учебного материала.
«Сознательный» и «бессознательный» пути формирования речевых навыков характерны не только для процесса обучения речевому общению. Аналогично осуществляется становление навыков в любом виде человеческой деятельности.