Психология — методике русского языка. Часть 2.
Наиболее значимым для учебного процесса можно считать деление памяти по времени сохранения запоминаемой информации на мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую.
Мгновенная память — это удержание в своем сознании информации только в момент ее восприятия (например, внешность идущих мимо прохожих), а генетическая — хранение информации «по наследству».
Эти два вида памяти не имеют прямого отношения к учебным ситуациям.
Кратковременная память отличается от мгновенной тем, что она сохраняет информацию какое-то время и после восприятия, поскольку это соответствует в данное время потребностям и интересам человека.
Очень важно выработать у обучающихся установку на запоминание, выделяя то в получаемой на занятиях информации, что особенно необходимо запомнить. Для этого необходимо в установочной лекции уделить время технологии конспектирования.
Кратковременная память обычно как бы уточняется оперативной, рассчитанной «на хранение информации в течение определенного срока», который диктуется «задачей, вставшей перед человеком, и рассчитан только на решение данной задачи».
Понятно, что четко поставленная цель, точно определенный объект и сроки запоминания активизируют этот вид памяти. Например, к ближайшему практическому занятию по современному русскому языку преподаватель просит проанализировать и запомнить определения понятия «словосочетание» у А. М. Пешковского, В. В. Виноградова, Н. Ю. Шведовой и В. А. Белошапковой.
Из кратковременной и оперативной памяти информация попадает в долговременную память, которая может хранить эти сведения практически неограниченное время.
Целесообразно сосредоточивать внимание обучаемых на том, что особенно значимо для усвоения.
Кроме материала по отдельным темам курса, может быть и более глобальный выбор самого существенного по всему учебному курсу. Этому содействует, например, перечень вопросов, которые выносятся на экзаменационную сессию перед подготовкой студентов к экзаменам или зачетам.
Кроме рассмотренных, известны и другие классификации параметров памяти. И прежде всего это деление видов памяти по преимущественному участию тех или иных анализаторов в процессе запоминания. На этом основании выделяются такие разновидности памяти, как зрительная, слуховая, эмоциональная, двигательная и некоторые другие.
Развитию каждой из таких разновидностей содействуют соответствующие средства обучения. Так, для укрепления зрительной памяти наиболее эффективна зрительная наглядность, а для слуховой — различные формы звукозаписи.
Словесно-логическая память связана с запоминанием, хранением и воспроизведением смысловых соотношений объектов запоминания, логикой рассуждений, аргументацией суждений, умозаключений, обоснованием чего-либо.
Самым универсальным и испытанным средством закрепления в памяти полученной информации по праву считается повторение изученного. И хотя всем известный афоризм «Повторение — мать учения» нередко воспринимается как банальность, он и в наше время не потерял своей актуальности.
Различают текущее, тематическое и итоговое повторение.
Чтобы обеспечить условия, побуждающие студентов к систематическому повторению, нужны специальные средства по инициативе преподавателей. Так, многие вузовские преподаватели во время своих лекций обращаются попутно к аудитории с вопросами по ранее изученному материалу, который как-то связан с новой темой. Поэтому напоминание студентам о необходимости к следующей лекции повторить материал предыдущей, как правило, не остается без внимания.
Обычно текущее и тематическое повторение материала лекций необходимо студентам перед соответствующими практическими занятиями. На повторение соответствующего материала преподаватель нацеливает студентов и перед лабораторными занятиями, спецсеминарами и другими видами занятий по лингвистическим дисциплинам.