Психология — методике русского языка. Часть 3.
Испытанным средством тематического повторения являются предусмотренные учебными планами письменные контрольные работы.
Вопросы и задания в контрольных работах не должны быть направлены на детали, на «мелочную» информацию. Например, по теме «Лексическая синонимия» вряд ли стоит студентам предлагать определить, являются ли синонимами такие-то слова. Здесь уместны обобщающие задания теоретического плана: определить понятие синонимии, дать оценку различным классификациям синонимов, объяснить различия синонимии и смежных лингвистических понятий (например гипонимии) и под.
Что касается итогового повторения, то оно связано с вопросами по всему учебному курсу для экзаменационно-зачетной сессии. Как уже отмечалось, эти вопросы полезно сообщать студентам на консультации перед непосредственной подготовкой к экзамену или зачету. Может быть, даже полезно на важность таких вопросов обращать внимание студентов на очередных лекциях и практических занятиях.
По существу процесс словесно-логического запоминания непосредственно соотносится с процессом мышления. И средства активизации того и другого психического процессов в условиях обучения, как правило, совпадают. При сообщении какой-либо информации по языку преподаватель-русист активизирует мыслительные действия студентов, если показывает на своих занятиях:
- как следует анализировать явления языка;
- как от наблюдений над фактами переходить к их обобщениям (индукция) и, наоборот, — от языковых обобщений, от закономерностей языка — к конкретизации обобщений, закономерностей, выводов (дедукция);
- какова логика классифицирования явлений языка, в какой мере лингвистические классификации можно соотносить с законами логики.
Методика в свете данных возрастной и педагогической психологии. Традиционно психологи выделяют три возрастных типа несовершеннолетних до достижения ими полноценной «взрослости»: младший (детский) возраст, средний (подростковый) и старший (юношеский). В юношеском возрасте находятся, как правило, не только старшеклассники, но и студенты дневных отделений вуза.
Правда, границы между этими тремя возрастными группами во многом условны, приблизительны, подвижны. Это объясняется тем, что возрастные изменения в сознании людей психологи считают эволюционными, поскольку «они связаны со сравнительно медленными количественными и качественными преобразованиями». Кроме того, на возрастные изменения психики у несовершеннолетнего, как и на определение самих понятий «несовершеннолетний» и «взрослый», могут влиять различные причины: индивидуальные особенности психического склада человека, влияние окружающей среды, процесса обучения, материальных условий жизни и т. д.
Но в то же время у каждой из трех возрастных групп можно выявить наиболее типичные и характерные особенности психики и менталитета, которые нужно учитывать при обучении и в средней и в высшей школе.
Какие это особенности?
Младшие школьники обычно непосредственны, эмоциональны, импульсивны. Для них характерно неустойчивое внимание и вместе с тем доверие к взрослым, их авторитету и знаниям. Ребенок 7-9 лет ценит не только и, может быть, не столько результаты, сколько сам процесс обучения в школе.
Потому-то современные опыты обучения без оценок чаще всего удаются в начальных классах.
У подростков возрастает самосознание, обостряется самолюбие, растет потребность осознать себя как личность. Отсюда усиливается стремление к самостоятельности, независимости в своих поступках. В подростковом возрасте школьники добиваются признания своего права на выбор решений и поступков. И не только признания, но и уважения к своему мнению и своим действиям.