Психология — методике русского языка. Часть 5.
Проблемы межличностного общения преподавателей и студентов. В процессе общения используются вербальные, паралингвистические и невербальные средства. Вербальные средства — это слова, паралингвистические — не являющиеся словами, но органически связанные со звуковой речью (интонация, громкость, различные звуковые сигналы), невербальные — органически не связанные со звуковой речью (расположение собеседников, мимика, жесты, прикосновения друг к другу и т. д.).
Полноценное общение, как ни покажется оно естественным и повседневным, предполагает ряд условий.
Первое из них — наличие по меньшей мере двух собеседников (коммуникантов). В нашем случае такими коммуникантами являются преподаватель и студент педагогического вуза.
Второе условие — обоюдное желание или осознание необходимости общаться. Если, например, преподавателю хочется узнать что-то о личной жизни студента, а тому не хочется пускать его в свой внутренний мир, — общение не состоится. В то же время общение преподавателей и студентов во время занятий, зачетов, экзаменов, консультаций и под. происходит в тех случаях, когда собеседники осознают его необходимость в соответствии со своим учебным статусом.
Третье условие общения — реализация всех его условий. Например, общение преподавателя со студентом не состоится, если студент не пришел в установленное время по не зависящим от него причинам. Или занятие не состоялось по такой банальной причине, как отсутствие свободной аудитории. Неиспользованные возможности общения преподавателя и студентов могут быть из-за недоговоренности о встрече, из-за разного понимания такой договоренности, из-за каких-либо других непредвиденных обстоятельств.
Если же самому факту общения ничего не помешает, то оно призвано быть эффективным и плодотворным, чтобы общающиеся могли осуществлять основную функцию этого процесса — воздействие на собеседника в должном направлении.
Таким речевое общение может быть только в том случае, если у всех коммуникантов есть желание общаться и между ними достигается полное взаимопонимание, которому нет серьезных помех и препятствий.
К наиболее распространенным помехам здесь можно отнести недостаточное владение языком общения, неумение логично, четко и доходчиво выражать свои мысли, отсутствие взаимного доверия или просто негативное отношение к собеседнику, неинформативность речи (например односложные ответы на вопросы собеседника), разные мотивы общения у коммуникантов и, наконец, неумение или нежелание выбирать, а также эффективно и уместно использовать различные средства взаимодействия в процессе общения.
Коммуникативные средства воздействия удачно систематизированы в психологии. Это убеждение, самопродвижение, внушение, заражение, пробуждение импульса к подражанию, формирование благосклонности, просьба, принуждение, деструктивная критика, игнорирование, манипуляция. Каждый из видов психологического влияния конкретизируется и детализируется.
Если иметь в виду влияние преподавателя на студентов, то эти средства (или виды влияния) имеют неодинаковый статус в процессе общения.
Одни из них в принципе неприемлемы, ибо основаны на неуважении к собеседникам (в нашем случае к студентам). Это деструктивная критика, игнорирование и манипуляция. Другие не имеют прямого отношения к воздействию на студентов (самопродвижение, формирование благосклонности). Третьи преподаватель старается свести к необходимому минимуму.
Специального внимания здесь требуют те виды психологического влияния на студентов (их также можно назвать видами речевого поведения преподавателя), которые наиболее приемлемы и престижны в современных условиях российской высшей школы. Это убеждение, внушение, пробуждение импульса к подражанию, заражение.