Методические материалы, статьи

Пути формирования важнейших географических понятий и умений.

В процессе обучения, как и в процессе познания, учащиеся проходят путь от натурного знакомства к абстрактному мышлению и от абстрактного мышления к практике. В отличие от научного познания, в процессе обучения учащиеся не открывают новых знаний, а лишь овладевают знаниями, уже добытыми ранее наукой.

Процесс усвоения знаний идет в двух направлениях: расширение круга понятий и углубление понятий, ранее усвоенных. С другой стороны, усвоение знаний включает ряд звеньев: восприятие нового материала, его осмысливание, запоминание и применение. Эти звенья процесса обучения тесно взаимосвязаны и Переплетаются друг с другом. Понятия усложняются от элементарных по форме до сложных на разных этапах обучения в зависимости от возрастных способностей к усвоению учащихся.

В основе обучения школьной географии, как и других предметов, лежит идея развивающего обучения. Учащиеся должны овладевать не только новыми знаниями, умениями и навыками, но и приемами умственной деятельности, применять их в аналогичных новых условиях. Например, умение читать топографическую карту, геоморфологическую карту и т.п. различных регионов, различного времени составления и т.д.

Весьма важно применение знаний для решения практических вопросов. Например, определение глубины залегания грунтовых вод, скорости течения воды в реке и т.п. Это, безусловно, способствует творческому освоению учебного материала, показывает их практическую пользу. Уровни усвоения географических знаний и умений: воспроизводящий (простое воспроизведение), репродуктивный, или применение знаний в аналогичных условиях и творческий, или применение знаний в новых условиях.

Обучение основным приемам умственной деятельности осуществляется путем постепенного усложнения. Например, при обучении в VI классе при сравнении географических объектов выделяются группы признаков, которые сравнивают между собой и выделяют общие признаки объектов. В дальнейшем выполняются более сложные сравнения, по числу признаков (по сходству и различию), выяснение причин, обуславливающих сходство и различия. Активно развивается умственная деятельность учащихся путем постепенного расширения сферы интересов и изменения условий решаемых задач. Например, вначале устанавливается зависимость величины осадков от высоты гор, а затем между рельефом и климатом — более сложные взаимосвязи.

Важнейшим путем развития учащихся в процессе обучения является формирование у них интереса к географии. Познавательный интерес активизирует процессы мышления, усиливает работу на запоминание.

Познавательный интерес к географии стимулируется прежде всего содержанием обучения, новизной и актуальностью учебного материала. В этом отношении особенно важно привлечение новых данных космических исследований, по вопросам климатологии, водному хозяйству и другим.

Существуют два основных пути формирования общих географических понятий: индуктивный и дедуктивный. Выбор пути формирования определяется рядом условий:

  • возможностью ознакомления учащихся с местными объектами и явлениями, что позволяет формировать понятия на местном материале, а следовательно, индуктивным путем (понятия об озере, равнине, погоде);
  • содержанием знаний. Абстрактные, наиболее теоретические понятия формируются, как правило, дедуктивным путем;
  • уровнем развития познавательных способностей школьников;
  • учебным временем. Индуктивный путь требует, как правило, больше времени.

Индуктивный путь формирования понятий включает определенную последовательность деятельности учителя и учащихся: наблюдение объектов и явлений; их сопоставление, выделение существенных признаков; их обобщение; работа с определением понятия, в котором выделяются определенные признаки; применение знаний на практике. Примером индуктивного пути изучения является формирование понятия об озере. Оно начинается с того, что учитель предлагает вспомнить, кто видел озеро, и что оно собой представляет. Затем его отличительные признаки, определения (котловины и водная масса). Индуктивный путь слабо обеспечивает познания общих закономерностей. Основным, особенно в старших классах, является дедуктивный путь.

В начале дедуктивного пути учитель дает определение понятия, затем усвоение его признаков, связей, раскрывает его происхождение, далее закрепление признаков и связей. Понятие усвоено, если ученик дает его определение, указывает существующие признаки; имеет представление об объекте или явлении; умеет самостоятельно применять понятие при решении учебных задач. Формирование общих понятий происходит постепенно от класса к классу.

Д. Финаров

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
Скачать игры на компьютер War World: Tactical Combat – это экшен для PC с огромными боевыми роботами. В этом мире идет вечная война. В этом мире десятки огромных боевых роботов сходятся в бесконечных битвах и поливают друга друга свинцом, расстреливают из лазеров, осыпают бомбами и запускают самонаводящиеся ракеты.

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005