Методические материалы, статьи

Развитие школьной географии и методики ее обучения. Часть 1.

Развитие методики преподавания школьной географии явилось отражением бурного развития географических наук во второй половине XIX в. Основанное в 1845 г., Русское географическое общество организовало крупные экспедиции по изучению России. В. В. Докучаевым было создано учение о природных зонах, которое стало основой современной физической географии. В 1884 г. была открыта первая кафедра географии в Московском университете во главе с Д. А. Анучиным.

Школьная география в России перед Октябрьской революцией. В средних школах дореволюционной России основной курс географии изучался в V классе при общем числе 10 недельных уроков. Изучалась общая физическая география в I классе, география внеевропейских стран во II классе, география Европы в III классе, география России в IV классе и отечествоведение в V классе (это была экономическая география). Передовые педагоги требовали расширить курс географии: место, которое занимала география в школьном образовании России, не соответствовало ее воспитательному значению. Большинство учителей и методистов считало, что физическую географию и географию отечества надо изучать дважды: один раз в младших классах (элементарный курс) и второй раз в старших классах (систематический курс). Концентрическому построению курса давалось объяснение: считалось невозможным достаточно и глубоко изучить географию в младших классах.

В 1915 г. после I съезда преподаватели географии России разработали план новой программы для гимназий. География вводилась по этой программе во всех классах с I по VIII с числом уроков до 16 в неделю (в младших классах — по два урока в неделю, начиная с VI по одному). Курс имел концентрическое строение. Причем в V классе вводилось общее землеведение. Большое внимание уделялось отечественной географии. Но в связи с началом Первой мировой войны этот учебный план не был претворен в жизнь.

В начале XX столетия были изданы методические руководства по географии Н. Раевского, А. Соколова, Я. Руднева, В. Буданова и др. В этих руководствах большое внимание уделялось наглядности обучения. Большинство методистов считало, что в географии основным должен быть сравнительный способ изложения, который помогает установить взаимосвязи между географическими элементами. В младших классах должен преобладать аналитический метод изучения Земли в целом, а затем отдельных ее частей, и в старших классах — синтетический, когда курс начинается с Отечества, а затем изучается Европа и другие части света.

В предреволюционные годы в России вышли новые учебники по географии И. Матченко, К. Смирнова. По предложению Министерства просвещения авторам учебников предписывалось облегчить материал для учащихся младших классов, но без сокращения номенклатуры, которая считалась сущностью географии. В результате качество учебника было ухудшено, упал интерес детей к географии, образовательное значение и ценность предмета снизились. Учебники географии были подвержены резкой критике со стороны передовых учителей и методистов. Вследствие этого были изданы новые учебники Г. И. Иванова, А. А. Крубера, С. Г. Григорьева, А. С. Баркова и С. В. Чефранова, которые стали намного лучше прежних как по содержанию, так и в методическом отношении. Была сокращена номенклатура и увеличен объяснительный материал, сопровождаемый многочисленными иллюстрациями и специальными тематическими картами. Многие новые учебники были трудны для понимания, поэтому во многих школах пользовались старыми учебниками. Передовые методисты ставили задачу — активизировать интерес учащихся к географии путем повышения наглядности, в частности — работе с картой. Однако в официальных программах Министерства просвещения предложения передовых методистов не получили должного внимания. Преподавание географии во многих школах вели не учителя-географы, и это очень снижало уровень знаний учащихся. В целом, для школ дореволюционной России было характерно несоответствие преподавания географии педагогическим и научным требованиям, а также разрыв между возросшими потребностями в географических знаниях и недостаточными знаниями, которые давала средняя школа.

Д. Финаров

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005