Система уроков по литературному произведению. Часть 1.
Продумывая методическую систему уроков по изучению объемного произведения, учитель определяет:
- цель изучения произведения, учебную задачу системы уроков в целом;
- время, отведенное на изучение текста, фрагменты для чтения и анализа на каждом уроке. На первых уроках изучаются небольшие части текста, так как ребенок только входит в образный строй произведения и на этом этапе особенно важно медленное, вдумчивое чтение. Постепенно количество текста, изучаемого за урок, может увеличиваться, на последнем уроке целесообразно охватить единым взглядом все произведение;
- цель и учебную задачу каждого урока. Задача отдельного урока должна представлять собой ступеньку в решении общей учебной задачи, поэтому важно выстроить единую логику анализа;
- приемы анализа, используемые на каждом уроке. Выбор приема анализа зависит от специфики изучаемого фрагмента текста, учебной задачи, места данного урока в общей системе. Нельзя несколько уроков подряд использовать один и тот же прием: младшие школьники не терпят однообразия в работе, им необходима сменяемость видов деятельности;
- знания, на которые можно опереться при организации анализа текста, и возможности для новых наблюдений и формирования литературоведческих представлений;
- ключевые вопросы каждого урока, раскрывающие общую схему анализа, которая будет наполнена конкретным материалом при составлении конспекта урока;
- связь материала каждого из уроков с изученными ранее и с кругом самостоятельного чтения детей для выявления возможностей использования читательских ассоциаций;
- возможность и целесообразность установления межпредметных связей на каждом из уроков, входящих в систему.
Только после того, как продумана система уроков в целом, учитель приступает к разработке конспектов каждого урока.
Рассмотрим систему уроков по рассказу Б. С. Житкова «"Мария" и "Мэри"», входящему в раздел «Человек среди людей». Рассказ поднимает сложные нравственные вопросы о цене амбиций, жестокости и милосердии, ответственности и совести. Экстремальная ситуация, в которой оказываются герои, все расставляет на свои места, помогает читателю отделить истинные ценности от мнимых. Море испытывает людей. Кто из персонажей сумел выдержать это испытание, а кто — нет и почему? Решение этой задачи станет стержнем системы уроков. На изучение рассказа, объемом пятнадцать страниц, целесообразно отвести три урока, первый из которых начнем с беседы об авторе. Для восприятия данного произведения особенно важно, что Б. С. Житков сам был моряком, хорошо знал морские традиции, не раз оказывался в сложных ситуациях, — этот материал и станет стержнем вступительной беседы.
Рассказ эмоционален, держит читателя в напряжении, поэтому первичное восприятие не следует прерывать никакими вопросами и рассуждениями. После чтения учителя и проверки первичного восприятия останется около десяти минут урока, значит, можно начать анализ первой части (Б. С. Житков разделил свой рассказ на пять частей, отделив их друг от друга пробелом). Создать установку на анализ поможет вопрос — как автор готовит читателя к тому, что может случиться беда? Таким образом, на первом уроке ставятся две учебных задачи: одна из них организует всю работу над произведением, вторая — направляет анализ на данном уроке. Эвристическая беседа обратит внимание учеников на роль пейзажа, с которого начинается рассказ, поможет увидеть детали описания, особенно важные для дальнейшего развертывания событий: дождливой ноябрьской ночью при свежем и «почти попутном» ветре судно движется быстро, и надо быть особенно внимательным, чтобы избежать столкновения в темноте. Обсудим впечатление, возникшее от описания шхуны «Мария». Ключевые вопросы: зачем автор упоминает о сырой духоте, кислом запахе грязного человеческого жилья, скользкой палубе? Почему шхуна шла без огней? Знал ли капитан, что это опасно?