Система уроков по литературному произведению. Часть 3.
Этап обобщения подведет итоги второго урока и поставит новые вопросы, организующие домашнюю работу.
- Образцовый английский корабль так непохож на неряшливую шхуну «Мария». А так ли уж непохожи капитаны двух кораблей? Что между ними общего? Можно было избежать крушения или нет? В чем причина трагедии?
В рассказе и в придуманном детьми фильме крушение показано глазами потерпевших. Дома ученикам предстоит определить, как отнеслись к трагедии на английском корабле: единодушны ли персонажи рассказа в оценке ситуации? Обязательное домашнее задание — подготовить выразительное чтение заключительной части рассказа, передавая в чтении позиции героев.
Задание на выбор, для желающих:
- подберите пословицы, крылатые выражения, которые можно было бы применить в ситуации, описанной в рассказе;
- подумайте, какой эпизод вы выбрали бы для иллюстрирования, почему? Сделайте словесную или графическую иллюстрацию к рассказу.
Учебная задача третьего, заключительного, урока по рассказу связана с осмыслением композиционных связей между эпизодами: почему рассказ не заканчивается на описании крушения? Как по-новому раскрывается характер Паркера в заключительных сценах? Начать урок можно с выразительного чтения, подготовленного дома. Анализируя чтение детей, уточним, удалось ли передать разную реакцию команды и Паркера на случившееся. О чем думает Паркер, что заботит его больше всего? Корабль и капитан образуют единое целое («Не судно ходит, а капитан»), Серый цвет корабля «стал предательским», — пишет автор. Кто кого предал? Чем вызвано решение Паркера изменить курс?
Федьку спас русский пароход. Зачем Житков подчеркивает, что «всем наперерыв хотелось подать помощь и узнать, в чем дело»? Для чего из порта «полетели телеграммы»? Как ведет себя Паркер при встрече с консулом? В какой момент и почему он захотел, чтобы его скорее арестовали?
Обсуждение детских иллюстраций поможет собрать воедино впечатления от рассказа. Обобщение строится по всей системе уроков: этот этап должен подвести итог трехдневной работы. Основные вопросы для обсуждения: кого из персонажей рассказа испытывало море? Какие качества характера подвергались испытанию? Кто сумел выдержать испытание, а кто — нет? Можно использовать для обобщения обсуждение пословиц и крылатых выражений, подобранных детьми.
В качестве домашнего задания, завершающего систему уроков, можно предложить подготовить выставку книг — тематическую («Человек и море», «Человек среди людей») и (или) авторскую («Книги Б. С. Житкова»).
Итак, общая задача системы уроков по рассказу Б. С. Житкова (Море испытывает людей. Кто из персонажей сумел выдержать это испытание, а кто — нет и почему?) была поставлена на первом уроке, стала организующим стержнем всего анализа, на последнем уроке был получен ответ на поставленный вопрос. В течение трех уроков использовались разные приемы анализа текста: эвристическая беседа, чтение по ролям, сопоставительная характеристика персонажей, составление киносценария, иллюстрирование, элементы стилистического и композиционного анализа, что создавало смену видов деятельности, позволяло поддерживать интерес к аналитической работе, актуализировало межпредметные связи с уроками изобразительного искусства и музыки. В ходе работы над рассказом актуализировались знания детей о языке киноискусства, о способах изображения персонажей и добавились новые — дневник, описание интерьера как способ характеристики героя.
Книжные выставки расширили читательский кругозор детей, познакомили их с другими рассказами Б. С. Житкова, с произведениями о море и моряках А. Грина, В. Крапивина, С. Сахарнова, Ж. Верна и других. Развитие речи детей происходило за счет уточнения лексического значения слов, участия в эвристической беседе, подбора пословиц и крылатых выражений. Обсуждение острых моральных проблем, сопереживание с попавшими в беду героями способствовали нравственному воспитанию.