Словесное рисование.
Созданию словесной картинки нужно специально учить. Для такого обучения целесообразно обратиться к рассказу В. А. Осеевой «Плохо». Этот рассказ при внешней простоте поднимает важный нравственный вопрос: достаточно ли самому не делать зла, достойна ли позиция наблюдателя? В. А. Осеева не морализирует, не дает готового вывода, в рассказе нет прямой авторской оценки событий. Рисуя уличную сценку, писательница очень лаконично и точно расставляет акценты. Описывая, как «яростно лаяла, припадая на передние лапы» собака, а «маленький котенок широко раскрывал рот и жалобно мяукал», автор не просто вводит читателя в круг событий, а предопределяет его позицию. Однако, чтобы посочувствовать котенку, понять его беззащитность, услышать его призыв о помощи, нужно откликнуться на эмоционально насыщенный рассказ, воссоздать в воображении картину, описанную автором. Большинство первоклассников еще не обладает развитым воссоздающим воображением. Ребенок, выполняя задание учителя — нарисовать словесную картинку к данному эпизоду, — опуская эмоциональные детали, перечисляет персонажей: «Я нарисую мальчиков, собаку, котенка. И еще забор, и котенок у забора». Пробудить воображение детей можно, показав им рисунок, на котором изображено все, что было перечислено, но котенок свернулся клубком, собака спокойно спит, а мальчики весело разговаривают. Дети замечают, что рисунок к рассказу не подходит. Иллюстрация, не соответствующая существенным деталям текста, помогает ученикам разглядеть эти детали, направляет их внимание. Вновь перечитаем текст, выделим слова, несущие особую эмоциональную нагрузку, и, используя их, опишем картинку. На этом этапе можно подкрепить словесное рисование зрительным образом. Для этого в соответствии с описанием детей учитель выставляет на магнитную доску вырезанные по контуру фигурки яростно лающей собаки, взъерошенного котенка, мальчиков, равнодушно наблюдающих за событиями. В тексте не называется порода собаки, художник должен решить, какую именно собаку надо нарисовать — овчарку, пуделя, таксу? Обсуждаем, чем должно быть обосновано решение художника. Иллюстрация рождается на глазах у детей. При этом они видят, что художник не может ограничиться авторским текстом, он должен изобразить и то, о чем не упоминает автор: обстановку действия, одежду героев и т. д. В этих второстепенных для понимания идеи рассказа деталях могут быть варианты, а вот изменить позу котенка или собаки нельзя. Фигурки, вырезанные по контуру, легко перемещаются по магнитной доске, что дает возможность проанализировать разные варианты композиции, увидеть, что расположение фигур на иллюстрации не случайно, вскрыть связь композиции и идеи рассказа.
Таким образом, обучению словесному рисованию способствуют такие методические приемы, как анализ иллюстрации, не соответствующей тексту по существенным для понимания идеи и передачи эмоционального настроя признакам, воплощение словесных описаний, сделанных детьми, в зрительные образы, корректировка описаний и компоновка иллюстрации из отдельных деталей. Столь подробная работа нужна именно для обучения детей словесному рисованию. В дальнейшем, когда ребенок овладеет способом создания словесной иллюстрации, будет достаточно дать задание составить словесную картинку к выбранному эпизоду. Например, чтобы понять внутреннее состояние персонажей рассказа В. Ю. Драгунского «Он живой и светится...», можно предложить детям нарисовать словесную иллюстрацию к первой его части. Дениска чувствует себя одиноким, никому не нужным в этом огромном мире. Состояние героя прямо не называется автором, а дается через пейзажные детали: сумрачное небо, облака, похожие на злых бородатых стариков, огоньки, зажигающиеся в темных окнах. Выбрав эти детали в тексте, продумав композицию, цветовое решение своей иллюстрации, школьники легче представят себе тоску и обиду, испытываемые героем рассказа. К этому же приему можно обратиться и при анализе заключительной части рассказа. Подойдет ли описанная нами иллюстрация к тому эпизоду, когда Дениска сидит один во дворе и держит на ладони светлячка? Размышляя над этим вопросом, школьники понимают, что хотя реальные детали: двор, скамейка, дома вокруг — не изменились, изменилось эмоциональное состояние Дениски, а следовательно, и его восприятие окружающего. Дениска перестал ощущать свое одиночество, светлячок на его ладони заставил враждебный мир отступить, — значит, нужно другое композиционное и цветовое решение иллюстрации.