Содержание русского языка в современной начальной школе. Часть 1.
Необходимо признать, что безусловным достижением перехода на четырехлетнее обучение является то, что педагогическое сообщество осознало необходимость пересмотра ряда позиций, которые долгое время оставались традиционными в изучении русского языка.
Во-первых, изучение русского языка как учебного предмета вводится с I класса после периода обучения грамоте — прохождения учебников «Азбука», «Букварь» в четвертой четверти (35 — 40 часов). Основное направление — открытие языка как предмета изучения: формирование у детей стойкого интереса к языку, к тому, как он богат и как разумно устроен, уважения к родному языку.
Во-вторых, содержание предмета дается с учетом возрастных возможностей ребенка на всех этапах его пребывания в начальной школе.
В-третьих, в новых учебниках наметились существенные позитивные изменения в подаче содержания раздела «Фонетика» — с учетом современных достижений в этой области языка; больше внимания уделяется фонетическому анализу слова как основе грамотного письма, сопоставлению звучания и написания слова, моделированию, фонетическому конструированию и т.д.
В-четвертых, более четко выстроены линии преемственности и перспективности в обучении. К концу обучения грамоте дети должны не только приобрести знания и умения, которые помогают освоить элементарное чтение и письмо, но и сделать первые шаги в лингвистическом освоении родного языка, т.е. у них должно быть сформировано первоначальное представление о языке и речи, о действиях с языковым материалом.
Авторами учебников предлагается больше заданий и упражнений на развитие устной речи на основе имеющегося речевого опыта детей, а работа с текстом как основной дидактической единицей урока — залог успешного обучения по любому предмету; помещаются алгоритмы учебных действий, памятки определений частей речи и других языковых категорий; делается попытка осуществить деятельностный подход в обучении, вооружить учащихся общим способом действий при решении языковых задач.
В-пятых, реализуется идея непрерывности обучения русскому языку в логике единой концепции, удерживаемой одним и тем же авторским коллективом (создание курса по русскому языку для I-IX классов единым авторским коллективом).
В целях сохранения единого образовательного пространства на территории Российской Федерации разработаны и утверждены обязательный минимум содержания общего начального образования, примерные программы, требования к уровню подготовки учащихся, измерители. Эти документы взаимосвязаны и создают достаточную нормативную базу для успешной реализации целей и задач всех предметных областей, в том числе русского языка, а также выполняют следующие функции:
- позволяют обеспечить единство образовательного пространства и качество образования;
- являются ориентиром для составления авторских программ, разработки календарно-тематических планов;
- создают условия для творчества учителя, свободного выбора форм и методов обучения, решения проблемы дифференцированного подхода в организации обучения.
Все программы и курсы, реализующие «Русский язык» в начальной школе, полностью обеспечивают обязательный минимум содержания общего начального образования.
Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования устанавливает требование выстраивать межпредметные связи на основе изучения родного языка и умений грамотного чтения и письма, что способствует интеграции предметов, предотвращению предметной разобщенности и перегрузки обучающихся.
Чтобы облегчить выбор программы обучения, в связи с появлением альтернативных программ, Российская Академия образования совместно с Министерством образования разработала Учебные стандарты школ России, определившие тот обязательный минимум знаний и умений по русскому языку и литературному чтению, который независимо от пристрастий педагога или коллектива учителей должен быть освоен учащимися начальной школы. Содержание современного курса обучения грамоте и русского языка основано на обучении видам речевой деятельности: говорению, чтению, слушанию (аудированию) и письму.