Содержание русского языка в современной начальной школе. Часть 2.
Программа по концепции «Русская филология» (авт. Г. Г. Граник) реализует идеи развивающего обучения: продуктивное общение возможно только при хорошем знании своего родного языка. Языковая система представлена в программе в строгом соответствии с научными положениями и фактами русистики. Формирование интереса к слову, его составу — буквенному и звуковому — приучает детей обнаруживать языковые закономерности. Ценность дидактического материала, представленного в учебниках, сопровождающих программу, в его насыщенности языковыми фактами, доступными пониманию младшего школьника и одновременно охватывающими все программные темы, которые заложены федеральным компонентом государственного стандарта для всех четырех лет начальной школы. Главная цель обучения по программам концепции «Русская филология» — пробуждение у ребенка любви к родному языку, овладение каждым из них грамотной русской речью в ее устной и письменной форме. Традиции требуют, чтобы в начальных классах обучение чтению происходило на высокохудожественном материале, поэтому в хрестоматии по чтению включены произведения фольклора, «хрестоматийные» стихи и рассказы писателей-классиков А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева, С. Т. А ксакова, А. П. Чехова, Л. Н. Толстого, М. М. Пришвина, К. Г. Паустовского и др. Главной целью навыка чтения является его осознанность, адекватное понимание читаемого, которые часто проявляются через выразительность: интонации, паузы, повышения и понижения голоса, смысловые ударения показывают, правильно ли ученик понимает текст. Уроки чтения — это речевая среда, которая дает материал для обогащения словаря школьника, для развития речи, питает его пересказы, беседы, письменное творчество (изложения и сочинения).
В процессе чтения художественной литературы программой предусмотрено усвоение некоторых литературоведческих терминов и понятий: жанры литературных произведений, средства художественного языка, творчество писателя. Чтение образцовых произведений формирует языковой вкус учащихся, создает высококультурную языковую среду.
Новые программы и учебно-методические комплексы называются теперь «Литературное чтение», «Начальное литературное образование», «Азбука словесного искусства», «Чтение и литература», «Литературное образование». Учебно-методический комплект (УМК) состоит из учебника, хрестоматии, рабочих тетрадей, задачников по литературному чтению. Появились книги для семейного чтения, которые позволяют возродить хорошие, добрые традиции чтения в кругу семьи; слушания детьми чтения взрослых; вдумчивого систематического самостоятельного чтения. Вместе с тем ребенок получил большие возможности приобщения к литературе как искусству, он овладевает искусством слова как читатель, слушатель, автор.
Новые авторские программы по литературному чтению обеспечивают благоприятные условия для практического вхождения ребенка в мир литературы, для развития его литературных способностей, самостоятельной творческой деятельности, культуры речевой коммуникации, эмоциональной отзывчивости на художественное произведение. Постепенно и методика обучения чтению стала переходить в методику обучения «литературному чтению», которая логически находит свое отражение в литературном чтении и курсе литературы среднего звена.
В процессе приобщения младших школьников к литературе как к источнику искусства осуществляется цель формирования у детей культуры восприятия художественного произведения; идет воспитание квалифицированного читателя художественной литературы; более глубоко анализируется текст, более широко, на доступном уровне вводятся понятия литературоведения. Детям младшего школьного уровня предлагается максимально широкий круг чтения, который представляет собой произведения, входящие в основной фонд классической литературы, и широкий круг авторов, с которым дети должны познакомиться в начальной школе, т.е. идет полноценное литературное, художественное и творческое развитие личности ребенка, происходит знакомство с литературой как частью литературного наследия народа.