Методические материалы, статьи

Содержание русского языка в современной начальной школе. Часть 2.

Программа по концепции «Русская филология» (авт. Г. Г. Граник) реализует идеи развивающего обучения: продуктивное общение возможно только при хорошем знании своего родного языка. Языковая система представлена в программе в строгом соответствии с научными положениями и фактами русистики. Формирование интереса к слову, его составу — буквенному и звуковому — приучает детей обнаруживать языковые закономерности. Ценность дидактического материала, представленного в учебниках, сопровождающих программу, в его насыщенности языковыми фактами, доступными пониманию младшего школьника и одновременно охватывающими все программные темы, которые заложены федеральным компонентом государственного стандарта для всех четырех лет начальной школы. Главная цель обучения по программам концепции «Русская филология» — пробуждение у ребенка любви к родному языку, овладение каждым из них грамотной русской речью в ее устной и письменной форме. Традиции требуют, чтобы в начальных классах обучение чтению происходило на высокохудожественном материале, поэтому в хрестоматии по чтению включены произведения фольклора, «хрестоматийные» стихи и рассказы писателей-классиков А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева, С. Т. А ксакова, А. П. Чехова, Л. Н. Толстого, М. М. Пришвина, К. Г. Паустовского и др. Главной целью навыка чтения является его осознанность, адекватное понимание читаемого, которые часто проявляются через выразительность: интонации, паузы, повышения и понижения голоса, смысловые ударения показывают, правильно ли ученик понимает текст. Уроки чтения — это речевая среда, которая дает материал для обогащения словаря школьника, для развития речи, питает его пересказы, беседы, письменное творчество (изложения и сочинения).

В процессе чтения художественной литературы программой предусмотрено усвоение некоторых литературоведческих терминов и понятий: жанры литературных произведений, средства художественного языка, творчество писателя. Чтение образцовых произведений формирует языковой вкус учащихся, создает высококультурную языковую среду.

Новые программы и учебно-методические комплексы называются теперь «Литературное чтение», «Начальное литературное образование», «Азбука словесного искусства», «Чтение и литература», «Литературное образование». Учебно-методический комплект (УМК) состоит из учебника, хрестоматии, рабочих тетрадей, задачников по литературному чтению. Появились книги для семейного чтения, которые позволяют возродить хорошие, добрые традиции чтения в кругу семьи; слушания детьми чтения взрослых; вдумчивого систематического самостоятельного чтения. Вместе с тем ребенок получил большие возможности приобщения к литературе как искусству, он овладевает искусством слова как читатель, слушатель, автор.

Новые авторские программы по литературному чтению обеспечивают благоприятные условия для практического вхождения ребенка в мир литературы, для развития его литературных способностей, самостоятельной творческой деятельности, культуры речевой коммуникации, эмоциональной отзывчивости на художественное произведение. Постепенно и методика обучения чтению стала переходить в методику обучения «литературному чтению», которая логически находит свое отражение в литературном чтении и курсе литературы среднего звена.

В процессе приобщения младших школьников к литературе как к источнику искусства осуществляется цель формирования у детей культуры восприятия художественного произведения; идет воспитание квалифицированного читателя художественной литературы; более глубоко анализируется текст, более широко, на доступном уровне вводятся понятия литературоведения. Детям младшего школьного уровня предлагается максимально широкий круг чтения, который представляет собой произведения, входящие в основной фонд классической литературы, и широкий круг авторов, с которым дети должны познакомиться в начальной школе, т.е. идет полноценное литературное, художественное и творческое развитие личности ребенка, происходит знакомство с литературой как частью литературного наследия народа.

Е. Антонова

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005