Содержание и организация работы над синтаксическими понятиями. Часть 1.
В начальной школе начинается формирование представления о синтаксической системе русского языка, ученики знакомятся с текстом, предложением и словосочетанием — основными единицами синтаксиса.
Ознакомимся с программой по русскому языку для начальной школы.
Целью изучения синтаксиса в начальной школе является формирование представления о словосочетании и предложении, о грамматическом значении этих единиц и их функционировании в речи. За время обучения у школьников формируется умение составлять предложения разных типов, вырабатывается навык использования их в речевой практике, расширяется индивидуальный запас синтаксических конструкций в устной и письменной речи.
При составлении сложных предложений дети могут неверно выбрать средство связи между частями предложения, например: Дуров стоял до тех пор, чтобы девочка вышла из клетки; не согласовать грамматически главные члены сложного предложения: Дом был короче, а сарай длинный; смешать грамматические конструкции: Мама сказала, что, давайте, ребята, отпилим у дерева ветку.
Основные методы, которыми пользуются учителя начальной школы, — это наблюдение над фактами языка, синтаксический разбор, реконструкция и конструирование.
Метод наблюдения над фактами языка тесно перекликается с грамматическим разбором, без которого невозможно понять признаки словосочетания и предложения. Эта работа может быть представлена следующими приемами.
1. Наблюдение над смыслом словосочетания или предложения. Синтаксическое значение предложения заложено в его грамматической основе: выделяя главные члены предложения, ученик понимает в первую очередь, что является для говорившего предметом мысли (подлежащее «О чем говорится в предложении?») и предикатом (сказуемое «Что говорится о подлежащем?»). Второстепенные члены дополняют, определяют и уточняют обстоятельства, связанные с предметом мысли и предикатом. Например, рассмотрим предложение:
Белеет парус одинокий / В тумане моря голубом. (М. Лермонтов)
Главные члены — подлежащее и сказуемое — называют предмет мысли и: то, что о нем хотел сказать автор: парус белеет. Они равноправно составляют главное смысловое ядро, которое и выражает мысль. Они не подчиняют себе друг друга: автор подбирает их произвольно, но по законам русской грамматики соотносит их формы: парус (м.р., ед.ч.), поэтому глагол белеет в форме 3-го лица ед.ч., остальные слова в предложении уточняют, дополняют, распространяют главные члены. Мы хотим узнать подробности о парусе и спрашиваем: парус (какой?). Ищем ответ на наш вопрос в предложении и находим: одинокий, больше нет ни одного слова, отвечающего на этот вопрос, проверяем и обнаруживаем, что у этих слов и грамматическое значение совпадает — оба слова мужского рода, единственного числа и в именительном падеже. Слово голубом отвечает на вопрос (к а к о м?) предложного падежа и относится к слову в предложном падеже: в тумане. Это закон русского языка: существительное требует от прилагательного согласования с ним в роде, числе и падеже. Больше нет слов, относящихся к подлежащему. Это согласованное определение одинокий уточняет характеристику, важную для автора и позволяющую читателю представить определенный признак этого предмета. Далее рассмотрим группу слов, распространяющих сказуемое: белеет (как? зачем? когда? где?). Вопросов много, но ответ только один: (где?) в тумане, а остальные слова распространяют словоформу в тумане (к а к о м?) голубом, в тумане еще (к а к о м?) моря. Сказуемое, выраженное глаголом, тоже требует от дополняющего (распространяющего) его слова подчинения, т.е. определенной грамматической формы. По-русски неправильно белеет туману, а белеет туманом или белеет туман имеют совсем другое значение, для данного предложения не подходящее.
Разбор предложения по членам базируется на узнавании отношений между словами, их связи, т.е. на словосочетаниях, которые обнаруживаются только в контексте — в предложении.