Методические материалы, статьи

Содержание и организация работы над синтаксическими понятиями. Часть 2.

2. Наблюдение над структурой словосочетания или предложения.

Например, рассмотрим, как связаны слова в словосочетаниях.

В словосочетаниях одинокий парус, интересный рассказ, синее небо, яркая речь зависимые слова одинокий, интересный употреблены в той же форме (м.р., ед.ч., им. п.), что и главное слово, т.е. они согласуются каждое со своим главным словом, синее стоит в форме ед.ч., ср.р., им. п., как и существительное небо, а яркая согласуется в роде, числе и падеже (ж.р., ед.ч., им.п.) со словом речь.

В словосочетаниях белеет в тумане, идти с другом зависимые слова в тумане, с другом стоят в той падежной форме, которая предопределена главным словом: белеет (г д е?) в тумане, идти (с к е м?) с другом. Главное слово управляет грамматической формой зависимого.

3. Наблюдение над ритмомелодикой предложения, его эмоциональной окраской. Например:

а) какое настроение создает А. Пушкин первым стихом известного произведения: Мороз и солнце! День чудесный! ? Что помогает нам правильно понять эмоциональную окраску этих предложений?

б) сравните три предложения. Чем они различаются не с точки зрения содержания, а с точки зрения грамматического значения?

В лесу раздавался топор дровосека.
А что, у отца-то большая семья?
Ступай-ка ты, барин, иди себе с Богом!
(Н. Некрасов)

Ученики читают предложения вслух и обнаруживают разную цель высказывания (первое — повествовательное, второе — вопросительное, третье — побудительное), разную эмоциональную окраску (первое и второе — неокрашенные, третье — эмоционально окрашенное).

Метод реконструкции в начальной школе представлен следующими приемами.

1. Составление схемы предложения. Например, составьте схему предложения:

Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду. (С. Есенин)

2. Восстановление пропущенных знаков препинания в предложении. Например, вставьте пропущенные знаки препинания: Бродят медведи пасутся лоси резвятся веселые бабочки.

Основным приемом метода конструирования в начальной школе является составление словосочетаний и предложений по предложенным схемам.

Синтаксис, как раздел грамматики, изучает строй связной речи, законы функционирования словоформ и правила соединения слов в словосочетания, предложения и текст.

Словосочетание — это минимальное грамматически связанное объединение слов, основная функция которого — номинативная. Предложение же является минимальной единицей общения; основная его функция — коммуникативная. Высказывание, состоящее из нескольких предложений, связанных по смыслу и грамматически, называется текстом. Текст является продуктом речемыслительной деятельности автора и представляет собой максимальную единицу общения.

Как научить школьников различать основные единицы языка: слово, словосочетание, предложение, текст?

Прочитаем текст.

В синем небе звезды блещут,
В синем море волны плещут,
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет.
(А. Пушкин)

Чтобы понять, о чем рассказывает автор в этом отрывке, мы используем метод интерпретации, или объяснения значения слов и грамматических конструкций текста. Для этого мы представляем описываемые события: мы рассматриваем морской пейзаж и ночью, когда на небе видны звезды, и днем, когда можно увидеть на небе тучи; однажды среди волн мы замечаем бочку. О чем же сообщает автор? О том, что долго — несколько дней и ночей — по морю плыла бочка.

Теперь произнесем отдельные слова и представим предметы, события или признаки: небо — небесный купол: звезда — светящаяся тонка в небе; синий — цвет моря; блестеть — ярко светиться, сверкать; море — водное пространство; туча — большое черное облако; идти — двигаться, переступая ногами', бочка — деревянная емкость; плыть — передвигаться по воде. Мы представляем отдельные предметы, отдельные действия или признаки, причем у каждого из нас в представлениях эти предметы различаются, мы все рисуем разные картины.

Е. Антонова

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
Как осуществляется регистрация смены категории ТС (D>B, D>C) Переоборудование фургона из “C” в “B”. В данном случае для смены категории необходимо уменьшить грузоподъемность автомобиля, путем изменения элементов подвески. При обратной смене категории для увеличения грузоподъемности необходимо внести изменения, как минимум, в подвеску, тормоза и рулевое управление.

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005