Содержание и организация работы над синтаксическими понятиями. Часть 6.
Определяя значение второстепенных членов, мы часто сталкиваемся с явлением синкретизма, т.е. с тем, что отношения между главным и второстепенным членами могут выражать одновременно значения обстоятельства и дополнения или дополнения и определения. Не следует бояться задавать оба вопроса, так как это развивает языковое чутье и служит пропедевтикой для курса синтаксиса в средней школе. Поскольку по программе начальной школы термины «определение», «дополнение», «обстоятельство» не вводятся, то учителю предоставляется возможность наблюдать синкретизм отношений без необходимости давать второстепенным членам точное название. Главное, ученикам становится понятно, что все слова в предложении связаны между собой, одно зависит от другого и каждое играет свою особую роль.
Другое важное понятие синтаксиса, представление о котором формируется в начальной школе, — порядок слов в предложении. Порядок слов в предложении — это одно из средств выражения субъективной модальности, т.е. отношение самого автора к своему сообщению. Прямым считается такой порядок, при котором подлежащее (предмет обсуждения) располагается перед сказуемым (например, облако закрыло), определение — перед определяемым словом (например, имя прилагательное перед именем существительным: чудесный день), управляемое слово — после управляющего (например, глагол перед именем существительным: читать книгу). Прямой порядок слов является стилистически нейтральным, лишенным экспрессии, в отличие от обратного порядка слов — инверсии, которая является стилистической фигурой речи.
Прочитаем отрывок из «Сказки о царе Салтане...» А. Пушкина, найдем слова, поставленные не по порядку, и определим, с какой целью автор использует обратный порядок слов в предложении.
В отрывке речь идет о том, как князь Гвидон увидел нападение коршуна на лебедя:
К морю лишь подходит он,
Вот и слышит будто стон...
Выделяем главные члены предложения, определяем их порядок. Автор использует подлежащее после сказуемого подходит, тем самым акцентируя наше внимание на действии князя: не успел подойти, как услышал стон. В этом предложении глагол подходит имеет при себе управляемое слово к морю, прямым употреблением которого было бы положение после сказуемого, инверсией выделяется объект действия — все события происходили в море, куда герой отправился за добычей.
Прочитаем дальше текст и найдем строчки:
Тот уж когти распустил,
Клюв кровавый навострил...
В этой фразе автор выделяет слова когти, клюв и кровавый, употребляя их в обратном порядке — дополнения перед глаголами, а определение после существительного, чтобы, показывая устрашающие детали — когти и кровавый клюв хищной птицы, вызвать у читателя переживание той опасности, в которой оказался лебедь. Давайте представим эту картину — стало страшно? Вот чего хотел добиться автор таким построением фразы!
Вспомним, что мы делали, чтобы определить позицию слова в предложении.
1. Выделяли главные члены предложения и отмечали их место по отношению друг к другу.
2. Выделяли словосочетания с каждым из них и определяли его положение — прямое или обратное.
3. Подумали и определили, зачем автор это сделал (цель автора).
Таким образом мы формируем у детей понимание роли изобразительно-выразительных средств языка для создания содержания текста.
В начальной школе изучаются предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но, уделяется внимание постановке знаков препинания.
Однородными называются члены предложения, которые находятся в одинаковых синтаксических отношениях с одним членом предложения, выполняют одну синтаксическую функцию и объединяются друг с другом сочинительной связью. Однородными могут быть и главные, и второстепенные члены предложения.