Содержание и структура школьной биологии в общеобразовательной школе. Часть 2.
Фундаментом для создания модели биологической составляющей научной картины мира является эволюционное учение. В нем фокусируются достижения многих областей биологии, раскрывающих направления развития живой природы с исторической позиции. В связи с этим справедливо утверждать о том, что «в биологии все обретает смысл лишь в свете эволюционного учения» (Ф. Добржанский, 1970). Идея эволюции в культуре получила распространение благодаря процессу познания окружающего мира. Естественный отбор объясняет его объективными законами, которые в последние десятилетия обогащаются генетическими и экологическими знаниями. Развитие жизни и закономерности жизнедеятельности осмысливаются только при опоре на синтетическую теорию эволюции. Вне эволюционной идеи невозможно понять явления онтогенеза, филогенеза, биосферы, ноосферы и коэволюции. Теория эволюции позволяет на научной основе рассматривать историческое развитие органического мира, выражать закономерности приспособлений различных таксонов, вырабатывать ценностные отношения людей к живой природе, от которых зависит устойчивое состояние биосферы и общества. Эта теория имеет огромное мировоззренческое значение.
Для глубокого познания природы и особенно творческого ее преобразования важным является учение В. И. Вернадского о биосфере. Его суть заключается в том, что биосфера представляется как особая оболочка Земли, состав, структура, энергетика которой обусловлены прошлой и современной деятельностью живых организмов. Они преобразуют солнечные излучения, вовлекают неорганические вещества в круговорот, чем обеспечивают жизнь и длительное существование земной природы. При рассмотрении биосферы с биогеохимической, биологической, термодинамической и кибернетической позиций возникает возможность выяснять качественные особенности — самоорганизацию, самовосстановление, саморазвитие, самоуправление, целостность, устойчивость и стабильность. Без представлений о них невозможно решать возникшие экологические проблемы и определять способы перехода общества на ноосферный и устойчивый путь развития. Этому способствует и концепция экосистемы, позволяющая изучать потоки вещества и энергии, циркулирующие между компонентами живой и неживой природы, а также движение элементов, поддерживающих жизнь.
Сформулированная в середине XIX в. и обогащенная новыми сведениями клеточная теория сегодня находит применение в прикладной биологии, биотехнологии, сельском хозяйстве и медицине. Эта теория имеет большое мировоззренческое значение, ибо является основой для представления единства всего живого, а также общности его происхождения и эволюции. К крупным достижениям биологической науки относится и учение о гене. Оно утверждает, что нуклеиновые кислоты — носители генетической информации. Ген — это участок ДНК, содержащий информацию о первичной структуре одного белка, гены находятся в хромосомах, располагаются линейно и образуют «группы сцепления». Эти и другие представления качественно изменили биологию. Генетика приобрела определенную молекулярную базу, позволяющую решать теоретические и практические вопросы в биотехнологии, генной и клеточной инженерии.
Большая часть достижений биологической науки и практики находит свое отражение в школьном предмете «Биология». Из обширного материала используют тот, который имеет весомое образовательное значение. Главное внимание в содержании биологического образования зафиксировано на изложенных ранее закономерностях и теориях, обладающих фундаментальный характер. Для лучшего их усвоения учащиеся используют соответствующие термины и понятия. Цивилизованный человек должен ориентироваться в живой природе, иметь представление о бактериях, лишайниках, грибах, растениях, животных, собственном организме, об универсальной ценности биоценозов и экосистем, о структуре и функциях биосферы, о значении биологического разнообразия в формировании жизнепригодного пространства, о роли общества в преобразовании окружающей среды. Все эти знания в учебном предмете важно выстроить в определенной последовательности и системе.