Методические материалы, статьи

Содержание и структура школьной биологии в общеобразовательной школе. Часть 2.

Фундаментом для создания модели биологической составляющей научной картины мира является эволюционное учение. В нем фокусируются достижения многих областей биологии, раскрывающих направления развития живой природы с исторической позиции. В связи с этим справедливо утверждать о том, что «в биологии все обретает смысл лишь в свете эволюционного учения» (Ф. Добржанский, 1970). Идея эволюции в культуре получила распространение благодаря процессу познания окружающего мира. Естественный отбор объясняет его объективными законами, которые в последние десятилетия обогащаются генетическими и экологическими знаниями. Развитие жизни и закономерности жизнедеятельности осмысливаются только при опоре на синтетическую теорию эволюции. Вне эволюционной идеи невозможно понять явления онтогенеза, филогенеза, биосферы, ноосферы и коэволюции. Теория эволюции позволяет на научной основе рассматривать историческое развитие органического мира, выражать закономерности приспособлений различных таксонов, вырабатывать ценностные отношения людей к живой природе, от которых зависит устойчивое состояние биосферы и общества. Эта теория имеет огромное мировоззренческое значение.

Для глубокого познания природы и особенно творческого ее преобразования важным является учение В. И. Вернадского о биосфере. Его суть заключается в том, что биосфера представляется как особая оболочка Земли, состав, структура, энергетика которой обусловлены прошлой и современной деятельностью живых организмов. Они преобразуют солнечные излучения, вовлекают неорганические вещества в круговорот, чем обеспечивают жизнь и длительное существование земной природы. При рассмотрении биосферы с биогеохимической, биологической, термодинамической и кибернетической позиций возникает возможность выяснять качественные особенности — самоорганизацию, самовосстановление, саморазвитие, самоуправление, целостность, устойчивость и стабильность. Без представлений о них невозможно решать возникшие экологические проблемы и определять способы перехода общества на ноосферный и устойчивый путь развития. Этому способствует и концепция экосистемы, позволяющая изучать потоки вещества и энергии, циркулирующие между компонентами живой и неживой природы, а также движение элементов, поддерживающих жизнь.

Сформулированная в середине XIX в. и обогащенная новыми сведениями клеточная теория сегодня находит применение в прикладной биологии, биотехнологии, сельском хозяйстве и медицине. Эта теория имеет большое мировоззренческое значение, ибо является основой для представления единства всего живого, а также общности его происхождения и эволюции. К крупным достижениям биологической науки относится и учение о гене. Оно утверждает, что нуклеиновые кислоты — носители генетической информации. Ген — это участок ДНК, содержащий информацию о первичной структуре одного белка, гены находятся в хромосомах, располагаются линейно и образуют «группы сцепления». Эти и другие представления качественно изменили биологию. Генетика приобрела определенную молекулярную базу, позволяющую решать теоретические и практические вопросы в биотехнологии, генной и клеточной инженерии.

Большая часть достижений биологической науки и практики находит свое отражение в школьном предмете «Биология». Из обширного материала используют тот, который имеет весомое образовательное значение. Главное внимание в содержании биологического образования зафиксировано на изложенных ранее закономерностях и теориях, обладающих фундаментальный характер. Для лучшего их усвоения учащиеся используют соответствующие термины и понятия. Цивилизованный человек должен ориентироваться в живой природе, иметь представление о бактериях, лишайниках, грибах, растениях, животных, собственном организме, об универсальной ценности биоценозов и экосистем, о структуре и функциях биосферы, о значении биологического разнообразия в формировании жизнепригодного пространства, о роли общества в преобразовании окружающей среды. Все эти знания в учебном предмете важно выстроить в определенной последовательности и системе.

М. Якунчев

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
Оцифровка фотопленок, слайдов и фотографий на профессиональных сканерах Фотопленки могут быть нарезанными по 4-6 кадров и в рулонах. Негативы автоматически переводятся в позитивные изображения. Слайды из рамок лучше не вынимать.

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005