Методические материалы, статьи

Содержание курса современного русского языка в педагогическом вузе. Часть 1.

Содержание любой учебной дисциплины находит отражение в соответствующих программах и в более развернутом виде в учебниках и других фундаментальных учебных пособиях. Выражается содержательный аспект учебного курса в форме тех знаний, умений и навыков, которые должны усвоить обучающиеся.

Обычно эти знания, умения и навыки или только знания и умения перечисляются в приложении к программе курса. Однако в самой программе эти знания, умения и навыки выражаются опосредованно через наименование единиц, специфичных для данного учебного курса.

При этом предполагается, что в учебниках современного русского языка «свернутые» языковые и лингвистические понятия должны конкретизироваться и детализироваться.

Проблемы минимизации учебного материала. Как известно, содержание любого учебного курса определяется в процессе минимизации, т. е. отбора учебного материала по определенным принципам и критериям.

В узком смысле языковая минимизация — это отбор конкретных единиц языка для употребления учащимися в своем активном речевом общении.

Такие минимумы составлялись для иноязычной аудитории как необходимый «строительный материал» для овладения неродным русским языком. Наиболее типичные среди них — лексические минимумы, содержащие перечни слов, которые считались обязательными для употребления в распространенных речевых ситуациях. В 70-80-е годы известностью пользовался такой лексический минимум, составленный коллективом сотрудников НИИ преподавания русского языка в национальной школе (НИИ ПРЯНШ АПН СССР). Там были разработаны определенные принципы отбора слов для их минимизации. К ним прежде всего относится статистический принцип частотности, на основе которого отбираются слова, наиболее употребительные в речи. При этом степень употребительности (частотности) определялась на базе так называемых частотных словарей. Особенно удобно было пользоваться словарем под ред. Л. Н. Засориной «Частотный словарь русского языка» (1977). Он содержит 40 000 слов, степень частотности которых была определена с помощью вычислительной техники.

Кроме принципа частотности, в этом и других лексических минимумах учитывались и дополнительные корректирующие принципы.

  • Словообразовательные возможности слов. Чем больше возможностей у слова образовывать однокоренные, тем больше оснований включать это слово в лексический минимум.
  • Сочетаемость (валентность) слов. Вероятность включения в минимум возрастает у тех слов, которые могут сочетаться с большим количеством других.
  • Семантическая ценность слова, связанная с его многозначностью. В соответствии с этим критерием больше «права включения» при отборе у более многозначных слов.

Особенно большое значение имел ситуативно-тематический принцип отбора. Понятно, что активизировать слова в речи детей и подростков наиболее удобно в связи с речевыми темами, содержанием текстов для чтения и ситуациями речевого общения.

И наконец, немалую роль при отборе слов играл предметно-методический принцип, который называют также принципом методической целесообразности. В соответствии с ним школьник должен был усвоить те слова (независимо от их частотности и лингвистических свойств), которые особенно употребительны в учебной практике и школьном обиходе. Сюда, например, относились лингвистические термины, которые употребляются на уроках русского языка, различные виды устных и письменных работ, названия предметов школьного обихода и т. д.

Наиболее трудной проблемой для составителей лексических минимумов было определение общего количества слов, которые должен усвоить иноязычный школьник для овладения русским языком. В этом плане внимания заслуживает попытка авторов-составителей лексических минимумов русского языка для иностранцев определить количественные показатели минимизации в зависимости от процента «покрываемости» текстов.

М. Успенский

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
Оцифровка кинопленки, оцифровка кассет, перезапись видеокассет, оцифровка слайдов.. Слайды в. . . Колоризация черно-белой кинопленки. Можно ли черно-белую любительскую кинопленку 8 или 16 мм оцифровать. . .

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005