Методические материалы, статьи

Сопоставительный анализ литературных произведений.

В основе многих приемов анализа лежит операция сравнения, поскольку сравнение всегда дает материал для наблюдений, будит мысль, сосредоточивает внимание на деталях, которые остаются незамеченными вне сопоставления с другим предметом, явлением. Любое сравнение предполагает выделение общих и отличительных черт, а также поиск причин и смысла данных отличий. Сопоставительный анализ литературных произведений целиком базируется на операции сравнения. Цель сопоставительного анализа — выявление своеобразия художественных текстов, специфики авторского видения, особенностей построения и языка произведений, выявление жанровых признаков. Выбор сопоставительного анализа в качестве методического приема изучения произведений должен иметь под собой некоторое основание — наличие общих исходных точек у изучаемых текстов. Основания каждый раз будут новыми, но только наличие общности дает право на сопоставление и поиск своеобразия. Например, сравнение сходных по сюжету авторской и народной сказок позволит уточнить, какие именно изменения внес писатель, задуматься над значением данных изменений, глубже проникнуть в смысл и народной, и авторской сказки. Сопоставление сказок разных народов на один сюжет поможет выявить национальную специфику, увидеть отражение в тексте обычаев, бытовых деталей, оборотов речи, характерных для каждого народа, и в то же время заострит внимание детей на общечеловеческих ценностях. Сравнение художественного произведения и познавательного текста, близких по тематике, покажет специфику художественного и научного восприятия мира, диктующую выбор цели, структуры, речевого оформлении текста.

Рассмотрим методику использования данного приема на примере сопоставительного анализа стихотворения А. С. Пушкина «Птичка» и одноименного стихотворения Ф. А. Туманского. Написанные поэтами-современниками, стихотворения, казалось бы, посвящены одному событию — обычаю выпускать птичку на волю в праздник Благовещения. Это внешнее сходство дает повод для сравнения текстов, которое помогает воочию убедиться, насколько насыщенным и многозначным может быть поэтическое слово, какую «бездну смысла» несет в себе пушкинская лирика.

Анализ начинается после чтения и проверки восприятия обоих стихотворений. Сначала многим юным и неискушенным читателям «Птичка» Ф. А. Туманского нравится больше, поскольку «все понятно» и «красиво сказано». К пониманию смысла пушкинского стихотворения дети приходят постепенно, сравнивая стихотворения по четверостишиям.

На этапе обобщения предложим детям выразительно прочитать оба стихотворения и подумать, можно ли их проиллюстрировать. Содержание стихотворения Ф. А. Туманского вполне может быть воплощено в зрительном образе, поскольку изображается переживание, связанное с конкретной жизненной ситуацией. Выбор ракурса и цветового решения помогут выразить настроение. Пушкинский текст бесконечно богаче, он не поддается зрительному воплощению. Так, сопоставительный анализ текста позволяет ученикам увидеть глубину пушкинского стихотворения, многогранность поэтического образа.

В процессе сопоставительного анализа могут использоваться частные приемы, относящиеся к стилистическому, композиционному анализу, иллюстрированию текста. Однако каждый частный прием служит лишь ступенькой в продвижении к смыслу, дает материал для сравнения, на основании которого читатели делают вывод о своеобразии анализируемых произведений.

М. Воюшина

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005