Сопоставительный анализ литературных произведений.
В основе многих приемов анализа лежит операция сравнения, поскольку сравнение всегда дает материал для наблюдений, будит мысль, сосредоточивает внимание на деталях, которые остаются незамеченными вне сопоставления с другим предметом, явлением. Любое сравнение предполагает выделение общих и отличительных черт, а также поиск причин и смысла данных отличий. Сопоставительный анализ литературных произведений целиком базируется на операции сравнения. Цель сопоставительного анализа — выявление своеобразия художественных текстов, специфики авторского видения, особенностей построения и языка произведений, выявление жанровых признаков. Выбор сопоставительного анализа в качестве методического приема изучения произведений должен иметь под собой некоторое основание — наличие общих исходных точек у изучаемых текстов. Основания каждый раз будут новыми, но только наличие общности дает право на сопоставление и поиск своеобразия. Например, сравнение сходных по сюжету авторской и народной сказок позволит уточнить, какие именно изменения внес писатель, задуматься над значением данных изменений, глубже проникнуть в смысл и народной, и авторской сказки. Сопоставление сказок разных народов на один сюжет поможет выявить национальную специфику, увидеть отражение в тексте обычаев, бытовых деталей, оборотов речи, характерных для каждого народа, и в то же время заострит внимание детей на общечеловеческих ценностях. Сравнение художественного произведения и познавательного текста, близких по тематике, покажет специфику художественного и научного восприятия мира, диктующую выбор цели, структуры, речевого оформлении текста.
Рассмотрим методику использования данного приема на примере сопоставительного анализа стихотворения А. С. Пушкина «Птичка» и одноименного стихотворения Ф. А. Туманского. Написанные поэтами-современниками, стихотворения, казалось бы, посвящены одному событию — обычаю выпускать птичку на волю в праздник Благовещения. Это внешнее сходство дает повод для сравнения текстов, которое помогает воочию убедиться, насколько насыщенным и многозначным может быть поэтическое слово, какую «бездну смысла» несет в себе пушкинская лирика.
Анализ начинается после чтения и проверки восприятия обоих стихотворений. Сначала многим юным и неискушенным читателям «Птичка» Ф. А. Туманского нравится больше, поскольку «все понятно» и «красиво сказано». К пониманию смысла пушкинского стихотворения дети приходят постепенно, сравнивая стихотворения по четверостишиям.
На этапе обобщения предложим детям выразительно прочитать оба стихотворения и подумать, можно ли их проиллюстрировать. Содержание стихотворения Ф. А. Туманского вполне может быть воплощено в зрительном образе, поскольку изображается переживание, связанное с конкретной жизненной ситуацией. Выбор ракурса и цветового решения помогут выразить настроение. Пушкинский текст бесконечно богаче, он не поддается зрительному воплощению. Так, сопоставительный анализ текста позволяет ученикам увидеть глубину пушкинского стихотворения, многогранность поэтического образа.
В процессе сопоставительного анализа могут использоваться частные приемы, относящиеся к стилистическому, композиционному анализу, иллюстрированию текста. Однако каждый частный прием служит лишь ступенькой в продвижении к смыслу, дает материал для сравнения, на основании которого читатели делают вывод о своеобразии анализируемых произведений.