Составление «палитры» настроения героя и автора.
Прием составления «палитры» настроения призван помочь младшим школьникам разграничить в своем сознании позиции автора и героя произведения, особенно если историю рассказывает герой или в повествовательном тексте через несобственно-прямую речь передается точка зрения героя. Наивно-реалистическое восприятие младших школьников способствует тому, что ребенок ощущает себя соучастником событий, занимает место «внутри» художественного мира, смотрит на мир глазами героя книги. Авторская же позиция всегда шире, автор знает о герое больше, чем тот знает о себе сам.
Так, в рассказе Е. Чарушина «Волчишко» человек нашел в лесу маленького волчонка и взял его к себе домой. Дома волчонок увидел собаку и кота. Волчишко сначала испугался, потом затосковал, а потом убежал в лес. Встреча волчишки с собакой и котом дана в рассказе глазами испуганного зверька. В одну сторону посмотрел — черный кот стоит, «пыжится», с другой стороны «пес зубы скалит». А человек с интересом наблюдает за волчонком. Читатель тоже понимает, что герою ничто не угрожает. История рассказана повествователем, и страх волчишки дан в контексте иронического и доброжелательного отношения к нему человека. Но у младших школьников, читающих рассказ, на первый план выходит позиция героя, поскольку именно она передается в речи повествователя.
Помочь младшим школьникам осмыслить, в чем же заключается позиция повествователя и автора призван анализ идейно-эмоциональной точки зрения повествователя, а основной прием анализа — составление «палитры» настроения героя и автора.
Поскольку младшему школьнику еще трудно словом охарактеризовать состояние героя и авторские эмоции, то для «палитры» можно использовать заранее приготовленные карточки из цветного картона. Цвета, которые подбирают учащиеся, наглядно отражают различие в эмоциях героя и автора. Причем не столь важно, какой именно цвет выберут школьники, важно, чтобы цвета на палитре героя и автора не совпадали.
Приведем примерные вопросы и задания.
- Прочитайте о том, как волчишко попал в дом. Почему мешок долго не шевелился, неужели волчишке не хотелось выбраться? Какой цвет лучше всего выразит состояние волчишки? Поставьте выбранную карточку на «палитру героя». Прочитайте эпизод встречи волчишки с котом и собакой. Что переживает волчишко? А что — автор рассказа? Выберем цвета, которые передают настроение волчишки и настроение автора. Поставьте выбранные карточки на «палитру героя» и на «палитру автора». (Цвета не совпадают.)
Продолжая читать рассказ, ученики задумываются над тем, почему они, читатели, засмеялись, когда кот свалил блюдце, ведь волчишке очень страшно? Почему в рассказе не говорится: «Человек засмеялся», а сказано так: «Человек закричал громко: "«Ха! Ха! Ха!"» Дети отвечают: «Потому что автор дает нам посмотреть на мир глазами волчишки. Нам и смешно, и страшно одновременно».
Прочитывая конец рассказа, ученики решают, какой цвет будет последним на «палитре». Здесь цвета на «палитре» героя и автора либо совпадают, либо близки. Автор рад за волчонка, когда тог встретился со своей мамой-волчихой.
Такая работа помогает младшим школьникам точнее определить эмоции героя и автора, осмыслить позицию автора рассказа.