Методические материалы, статьи

Составление «палитры» настроения героя и автора.

Прием составления «палитры» настроения призван помочь младшим школьникам разграничить в своем сознании позиции автора и героя произведения, особенно если историю рассказывает герой или в повествовательном тексте через несобственно-прямую речь передается точка зрения героя. Наивно-реалистическое восприятие младших школьников способствует тому, что ребенок ощущает себя соучастником событий, занимает место «внутри» художественного мира, смотрит на мир глазами героя книги. Авторская же позиция всегда шире, автор знает о герое больше, чем тот знает о себе сам.

Так, в рассказе Е. Чарушина «Волчишко» человек нашел в лесу маленького волчонка и взял его к себе домой. Дома волчонок увидел собаку и кота. Волчишко сначала испугался, потом затосковал, а потом убежал в лес. Встреча волчишки с собакой и котом дана в рассказе глазами испуганного зверька. В одну сторону посмотрел — черный кот стоит, «пыжится», с другой стороны «пес зубы скалит». А человек с интересом наблюдает за волчонком. Читатель тоже понимает, что герою ничто не угрожает. История рассказана повествователем, и страх волчишки дан в контексте иронического и доброжелательного отношения к нему человека. Но у младших школьников, читающих рассказ, на первый план выходит позиция героя, поскольку именно она передается в речи повествователя.

Помочь младшим школьникам осмыслить, в чем же заключается позиция повествователя и автора призван анализ идейно-эмоциональной точки зрения повествователя, а основной прием анализа — составление «палитры» настроения героя и автора.

Поскольку младшему школьнику еще трудно словом охарактеризовать состояние героя и авторские эмоции, то для «палитры» можно использовать заранее приготовленные карточки из цветного картона. Цвета, которые подбирают учащиеся, наглядно отражают различие в эмоциях героя и автора. Причем не столь важно, какой именно цвет выберут школьники, важно, чтобы цвета на палитре героя и автора не совпадали.

Приведем примерные вопросы и задания.

  • Прочитайте о том, как волчишко попал в дом. Почему мешок долго не шевелился, неужели волчишке не хотелось выбраться? Какой цвет лучше всего выразит состояние волчишки? Поставьте выбранную карточку на «палитру героя». Прочитайте эпизод встречи волчишки с котом и собакой. Что переживает волчишко? А что — автор рассказа? Выберем цвета, которые передают настроение волчишки и настроение автора. Поставьте выбранные карточки на «палитру героя» и на «палитру автора». (Цвета не совпадают.)

Продолжая читать рассказ, ученики задумываются над тем, почему они, читатели, засмеялись, когда кот свалил блюдце, ведь волчишке очень страшно? Почему в рассказе не говорится: «Человек засмеялся», а сказано так: «Человек закричал громко: "«Ха! Ха! Ха!"» Дети отвечают: «Потому что автор дает нам посмотреть на мир глазами волчишки. Нам и смешно, и страшно одновременно».

Прочитывая конец рассказа, ученики решают, какой цвет будет последним на «палитре». Здесь цвета на «палитре» героя и автора либо совпадают, либо близки. Автор рад за волчонка, когда тог встретился со своей мамой-волчихой.

Такая работа помогает младшим школьникам точнее определить эмоции героя и автора, осмыслить позицию автора рассказа.

И. Николаева

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
Доставка цветов в Москве Некоторые объекты, размещенные на сайте, являются интеллектуальной собственностью компании La Bouquet интернет-магазин букетов. Использование таких объектов установлено действующим законодательством РФ. На сайте La Bouquet интернет-магазин букетов имеются ссылки, позволяющие перейти на другие сайты.

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005