Составление киносценария, видеоклипа. Часть 1.
Приемы создания киносценария и видеоклипа многофункциональны. Основная их задача — помочь детям освоить художественную идею изучаемого произведения. Путь освоения, который предлагают данные приемы, — «перевод» языка искусства слова на язык искусства кино, поэтому вторая функция приемов — развитие зрительской культуры, знакомство с изобразительно-выразительными средствами киноискусства. Создание кино — коллективное дело, поэтому третья функция — обучение совместной творческой работе, формирование умения сформулировать и высказать свое предложение, обосновать свою позицию, услышать предложения товарищей, найти наиболее точное решение. Все это возможно только в диалоге, поэтому четвертая функция приемов — обучение диалогу как форме общения, в процессе которого каждый участник, включая учителя, находится в поиске, каждая сторона обогащает друг друга, конечное решение заранее неизвестно.
Несмотря на то, что современный младший школьник имеет значительно больший зрительский опыт, чем читательский, большинство детей никогда не задумывалось о том, что кино — особый вид искусства, обладающий только ему присущим языком. Использованию приема обязательно должно предшествовать знакомство с некоторыми изобразительно-выразительными средствами, причем разделять средства видео и киноискусства на уровне начальной школы нецелесообразно. Воображаемый киносценарий будет отличаться от воображаемого видеоклипа прежде всего тем, какой литературный текст будет «переводиться» на другой язык. Киносценарий создается по произведениям, в основе которых лежит событие или цепь событий, есть сюжет, герои (сказки, рассказы, басни). Видеоклип целесообразно использовать при анализе произведений, строящихся на последовательной смене зрительных образов, например при анализе пейзажной лирики. С некоторыми элементами языка киноискусства можно познакомить детей во вступительной беседе или в процессе анализа просмотренного фильма. Приведем общую схему такой беседы.
- Кто создает кино? (Кино — коллективное искусство, люди разных профессий принимают участие в создании фильма.) Фильм снимают сразу целиком или по отдельным кадрам? Что такое кадр? Кино — искусство движущегося изображения. Кадром в кино называют отрезок пленки, содержащий момент действия, снятый непрерывно работающей камерой. Кадр в кино может соответствовать целому эпизоду, а может быть и так, что для передачи содержания одного предложения понадобится несколько кадров. Придумывая свой фильм, мы будем перечитывать текст, выделять в нем части, соответствующие одному кадру, и обсуждать, как будет выглядеть наш кадр на экране.
- Кто снимает фильм на пленку? У оператора есть свои средства создания образа в кино. Он может снимать неподвижной или движущейся камерой, и тогда мы или видим, как герой проходит мимо, или незримо следуем за ним, воспринимая мир его глазами. Оператор выбирает план съемки. План — это масштаб изображения. Если нужно показать вид города с высоты птичьего полета, море или лес, — он использует общий план, если на экране должна быть улица, пляж на берегу моря, поляна в лесу — оператор снимает средним планом. Крупный план останавливает внимание зрителя на одном предмете — лице человека, смотрящего в окно, набегающей волне, пчеле, сидящей в чашечке цветка. Выбор плана зависит от того, что именно должен увидеть зритель в этот момент. В пределах одного кадра план может меняться. Есть у оператора и еще одно изобразительное средство — ракурс — точка зрения, с которой ведется съемка. Снимать можно снизу, и тогда герой будет казаться нам высоким. Если этого же актера снять сверху — он покажется ниже ростом. Можно снимать спереди, сзади, сбоку — и каждый раз изображение будет меняться. Ракурс помогает выделить главное, передать отношение к снимаемому материалу.