Методические материалы, статьи

Социолингвистические основы обучения РКИ. Часть 2.

Список обобщенных тематических комплексов, используемых в свободной беседе, который составлен на основе социолингвистического исследования, включает:

  • действия, поступки, высказывания людей (сверстников), которые знакомы (малоизвестны) собеседникам;
  • обмен впечатлениями о прочитанной книге, просмотренном видеофильме, посещении музея, поездке и др.;
  • отношения с членами семьи (родственниками);
  • отношения со сверстниками, совместные дела с ними;
  • школьная жизнь;
  • увлечения;
  • деньги, приобретения, одежда;
  • дом (пребывание дома, домашние дела, предметы домашнего обихода);
  • новости (полученные от знакомых, из средств массовой информации);
  • ассоциативные реминисценции (различного рода событий, переживаний, действий своих и других лиц).

Слагаемые коммуникативной ситуации применительно к диалогу между собеседниками-иностранцами, принадлежащими к разным национальным культурам, обнаруживают некоторые дополнительные характеристики. Так, получатель и отправитель информации имеют различные наборы психологических и социальных характеристик. При всем разнообразии тем, используемых в общении, существуют темы, характерные именно для межкультурного диалога — оценка речи иностранца, выяснение, где, когда он изучал язык и др. Свою специфику имеют и каналы связи, например правила отправки и оформления писем в разных странах.

Интерферирующее влияние родного языка на язык общения характерно и для межкультурного диалога. Определенный отпечаток накладывают социальные характеристики участников общения, такие как возраст, профессия, пол и др., поскольку представители разных лингвокультурных общностей обладают разными фоновыми знаниями. Специфику своего проявления в межкультурном диалога имеют индивидуальные «приметы» говорящего: обстановка, мотив речевого действия, цели и функции общения.

В методике преподавания иностранных языков все больше внимания уделяется моделированию ситуаций не только бытового, но и социально значимого общения. При этом в тематику учебного иноязычного общения включают такие вопросы, как проблемы войны и мира, перспективы развития человеческой цивилизации, межнациональные отношения в обществе, политические и гражданские права человека в обществе, семья и общество, личность и общество, экологические проблемы современности.

В зарубежной и отечественной учебной литературе все больше реализуется социологизация иноязычной практики обучаемых. Это проявляется в том, что в учебники иностранных языков включаются социологические темы: социология личности, культуры, молодежи, города и деревни, социальная психология и др. Нередко материалы для чтения, аудиовизуальные курсы основываются на результатах социологических исследований или их реинтерпретируемости в средствах массовой информации. При организации дискуссий на темы, связанные с социокультурными особенностями страны изучаемого языка, также используются подобные материалы, например в опыте работы кафедры методики обучения русскому языку как иностранному РГПУ им. А. И. Герцена имело место использование цикла передач «Тема», в которых широко представлены материалы социологических опросов.

Анализ учебно-методической литературы, а также наблюдение за учебным процессом показывают, что в практике преподавания русского языка как иностранного ролевое взаимодействие иностранных учащихся на занятиях используется в ограниченных пределах. Так, отличается бедностью ролевой репертуар, в частности мало используются психологические и межличностные роли; роли, которые предлагаются учащимся, не всегда соотносятся с видами речевой деятельности, с индивидуальными и возрастными характеристиками обучаемых, с этапами обучения, с ожидаемым речевым продуктом. Так как нет четких критериев распределения ролей, оно происходит нередко стихийно. Разработанная в социологии и социальной психологии ролевая теория личности применяется: в методике преподавания иностранных языков, преобразовавшись в ролевую модель искусственной социализации личности; в работах, связанных с использованием ролевой игры в обучении иностранным языкам.

И. Лысакова

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
Нюансы вкуса приправ

Нюансами вкуса и аромата занимается целая группа сдабривателей пищи - приправы. Это продукт исключительно растительного происхождения - разнообразные части растений (плоды, корни, листья, почки), обладающие специфическим устойчивым ароматом, разной степени жгучести и привкуса. Приправы опт не только улучшают вкус блюд, но и занимают достойное место в арсенале лечебных средств. Пряности не применяют в больших количествах, они употребляются как добавки, необходимые для придания пище определенного акцента (иногда решающего). Пряности обладают способностью подавлять рост и развитие бактерий, активизировать вывод шлаков из организма. К приправам также относятся пряные огородные растения (лук, чеснок и др.) и пряные травы.

Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
Новая серия плитки от Piemme Valentino, Beauty Керамическая плитка творческого дуэта пользуется в мире неизменной популярностью и повышенным покупательским спросом, благодаря высокому качеству изделий фирмы PIEMME и изысканности и оригинальности дизайна VALENTINO. Высокие технологии одного из лидеров индустрии керамической плитки PIEMME открывают широкие возможности для реализации на практике дизайнерских идей и разработок дома высокой моды VALENTINO. Мысли и концепции великого дизайнера, воплощенные в реальные изделия...

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005