Современные технические средства обучения РКИ. Мультимедийные средства. Часть 2.
Учебное мультимедиа средство предназначено для индивидуального пользования или группового доступа. При предъявлении обучающемуся учебного материала в виде мультимедиа продукта взаимодействие между главными участниками учебного процесса опосредуется техническими средствами. При этом обучающемуся предъявляется оценка результатов обучения. Она бывает количественная — баллы, число правильно выполненных действий и др. — или качественная — словесное заключение, рекомендация и т. п.
По функциональному назначению выделяют следующие программные педагогические средства:
- обучающие, обеспечивающие диалог с ПК для приобретения знаний, умений, навыков;
- тренирующие, служащие для закрепления полученных знаний, умений, навыков;
- контролирующие, использующиеся для определения уровня и качества знаний и для их корректировки;
- игровые, которые могут сочетать в себе элементы обучающих, тренирующих и контролирующих, и считаются наиболее эффективными.
По способности адаптироваться программные педагогические средства бывают:
- адаптивные, позволяющие менять способы изложения учебного материала в зависимости от скорости и степени его усвоения; такие программные педагогические средства предусматривают несколько вариантов вопросов и заданий («уровней»), которые автоматически выбираются компьютером в соответствии с ответами обучаемого;
- частично адаптивные;
- неадаптивные.
По лингвометодическому назначению существуют самые разнообразные программные педагогические средства, отражающие широчайший спектр аспектов обучения русскому языку как иностранному и направленные на обучение какому-либо виду речевой деятельности: фонетические, грамматические, словообразовательные, лексические, стилистические, лингвострановедческие и др.
По степени независимости выделяют программные педагогические средства:
- локальные, связанные с тем или иным учебником, уроком, темой;
- автономные, относительно самостоятельные;
- для разных этапов обучения.
Педагогические программные средства являются компонентом системы средств обучения, поэтому для их создания, так же как и для создания средства обучения на традиционном бумажном носителе, прежде всего необходимо представить:
- цели обучения;
- систему коммуникативных потребностей и их приоритетность;
- лингводидактическое содержание — объем языкового материала, принципы отбора грамматики и лексики и др.;
- характер организации материала, т. е. его соотнесенность с программой, учебным планом, принятыми видами контроля;
- страноведческое содержание.
Функции педагогического программного средства:
- информирующая;
- формирующая;
- систематизирующая;
- контролирующая;
- мотивирующая.
Педагогическое программное средство должно также соответствовать дидактическим и методическим требованиям к учебному средству.
Такой методически обоснованный подход к созданию педагогического программного средства, когда в современных условиях их разработкой занимаются и профессиональные творческие коллективы и отдельные методисты, очень важен. Например, преподавателями СПбГУ создан мультимедийный курс по обучению русскому языку как иностранному, проект которого был представлен весной 2003 г. в СПбГУ на Международной научной конференции филологического факультета (секция « Лингводидактика»). Пособие содержит стандартные темы-сферы: «В университете», «Город», «Больница» и др. В каждой теме выделяются минимальные структурные единицы, равные уроку, — блоки. В рамках урока даются ситуации: деканат, занятия, библиотека, столовая и т. д. Каждая ситуация представлена в диалоге (аудиоряд, видеоряд, авторский мультфильм). Для работы с ситуацией предусмотрены: система упражнений, лексико-грамматический тренинг (упражнения), словник, комментарий.
Предлагаются упражнения:
- языковые — вставить нужное слово вместо паузы;
- условно-речевые — дается модель и пауза для ответа;
- речевые ситуации — вопросы и паузы для ответа, потом правильный ответ;
- коммуникативные — дается схема всего блока, предлагается выбрать определенное место блока, например диалоги; затем следует послушать реплику и во время паузы после реплики дать ответ.