Современные технические средства обучения РКИ. Мультимедийные средства. Часть 3.
В блоке комплексно представлены три режима: интерактивная информативность; практическая работа (задания, диагностика, подсказка) и контроль (задание на время, диагностика, сравнение с эталоном). Осуществляется проверка умений говорения.
Для пособия характерны интерактивность, сквозной проход по всему пособию, совмещение в одном уроке разных заданий и ситуаций. Предусмотрен различный режим работы: с преподавателем, on-line, chat. Виртуальное изображение представлено трехмерной моделью.
Мультимедийное средство обучения по своим общедидактическим и методическим характеристикам не отличается от средства обучения на традиционном носителе. Но использование современных информационных технологий, а именно представление информации в виде образов, возможность воспроизводить и синтезировать аудио- (речь, музыку и др.) и видеоинформацию (анимационные ролики, видеофильмы и др.) на одном техническом устройстве, позволяет на одном носителе (компакт-диске) представить средство обучения:
- заменяющее традиционный комплекс аудиовизуальных средств обучения — учебник, сборник упражнений, словарь, аудиокассета и др.;
- не требующее специально оборудованного лингафонного кабинета;
- пригодное как для аудиторной работы под руководством преподавателя, так и для самостоятельной работы, включая дистанционное обучение.
Разработка и создание полноценного, методически адекватного учебного средства, в том числе и мультимедийного требует серьезной длительной профессиональной работы. Некоторые учебные материалы могут быть разработаны преподавателем русского языка как иностранного самостоятельно.
Для представления тестов и упражнений в виде мультимедийного продукта преподавателю не требуется умений и навыков программирования, достаточно владеть компьютером на пользовательском уровне и освоить программу Microsoft Power Point, которая позволяет создавать фалы («слайды»), связанные системой ссылок.
В тесте каждый файл-слайд соответствует одному вопросу теста с несколькими вариантами ответа, из которых правильный только один. При выборе каждого ответа автором теста может быть задан или переход к следующему вопросу (при правильном ответе), или возврат к этому же (при неправильном ответе), или сквозной проход всего теста с начислением баллов по результатам ответа. При неправильном ответе возможно делать отсылку к соответствующему теоретическому материалу.
Таким же образом подготавливается раздаточный материал с упражнениями и заданиями, где автоматически будет производиться их оценка и отсылка в случае ошибки к словарям или учебнику для повторения.
Для оформления файла используются цвет, графика, рисунки, анимация. Тест или упражнения могут быть записаны на дискету, компакт-диск, отправлены студенту электронной почтой или размещены в интернете.
Размещение информации в интернете требует определенного места — сайта. Профессиональное изготовление сайта и его размещение в интернете стоит от 2 тыс. долларов США и выше. Допустимо и самостоятельное создание, пусть не профессиональных, но пригодных для размещения учебной информации бесплатных сайтов с возможностью добавления и обновления текстовой и графической информации: заданий, упражнений, материалов для дистанционного обучения. Сделать это позволяет программа Microsoft Front Page, предлагающая шаблон структуры сайта и шаблоны оформления. Текстовая и графическая информация, занесенная на сайт, может связываться между собой гиперссылками. Это также дает возможность создавать упражнения и задания, результаты выполнения которых будут контролироваться и оцениваться.
См. также: