Специальные формы занятий по дисциплинам лингвистического профиля. Часть 2.
Дискуссия на языковых занятиях до лингвистическим дисциплинам чаще всего проводится по проблемам, которые вызваны различными взглядами ученых-лингвистов на системные и нормативные явления языка. Преподаватель во время таких дискуссий выступает в роли организатора, координатора и ведущего. Накануне он рекомендует соответствующую литературу и знакомит студентов с методикой проведения дискуссии.
Во время дискуссии каждый ее участник старается лаконично и обоснованно отстаивать свою точку зрения и находить контрдоводы на умозаключения «противников». В тоже время нужно прислушиваться к этим доводам оппонента и, если они достаточно убедительны, иметь мужество признать его правоту. Ведь главная цель спорящих — не отстоять «свое», а найти истину и наиболее убедительные ее обоснования.
В этом отношении дискуссия, как и диспут, существенно отличается от полемики, где каждый спорящий старается во что бы то ни стало отстоять свое мнение и где все полемизирующие обычно остаются на прежних позициях.
Попутными репликами и вопросами преподаватель направляет спор в нужное русло, не допуская перебранки и выпадов против оппонентов. В заключительном слове он подводит итоги дискуссии, отдавая предпочтение (конечно, с соответствующими доводами) той или другой точке зрения.
При этом вполне возможно, что альтернативные решения проблемы при их противоположности не противоречат истине, поскольку зависят не от самого явления языка, а от его понятийной интерпретации. Это касается понимания принципов системности и функциональности русского языка, основополагающих вопросов фонологии и орфографии у сторонников «московской» и «ленинградской» научных школ, спорных вопросов лексикологии и фразеологии и т. п.
К особым формам проведения вузовских занятий относятся и коллоквиумы. Учебную специфику их в значительной мере определяет этимология этого слова. В одном из толковых словарей «коллоквиум» интерпретируется как «беседа преподавателя со студентами с целью выяснения и повышения их знаний».
Такой коллоквиум можно считать разновидностью практических занятий по какой-либо сводной, широкой теме. Если это итоговое занятие по узловой теме, то оно приобретает статус тематического повторения.
Подготавливая такое собеседование, преподаватель называет вопросы и рекомендует соответствующую литературу. Для ответа на каждый вопрос ведущий занятие называет фамилии отвечающих или предлагает изложить свой ответ желающими. Ответы на вопросы сначала дополняются и корректируются сокурсниками, а потом и самим преподавателем.
При этом преподаватель может оценивать своих младших собеседников словесно, рейтинговым баллом или традиционной отметкой. Вполне возможен в таких случаях и «поурочный балл», когда в конце занятия оценивается степень мыслительной активности студентов на протяжения всей беседы.
Несколько реже проводятся занятия, которые характеризуются другим значением слова «коллоквиум». Это значение определяется в словарях иностранных слов как «научное собрание, на котором обсуждаются доклады». В этом понимании коллоквиумы воспринимаются как вариант лабораторных или спецсеминарских занятий. И для этого варианта правомерны все рекомендации, которые давались по отношению к спецсеминарам и лабораторным занятиям.