Специфика понимания текста художественного произведения. Часть 2.
Каким образом читатель «улавливает» смыслы художественного текста? Существует, как минимум, два пути «схватить» смыслы произведения: интуитивный и когнитивный. Часто младшему школьнику не требуется никакого анализа, чтобы получить полное удовлетворение от прочитанного произведения: это значит, что писатель задал верный тон, нашел нужные слова, построил их в самые понятные для ребенка синтаксические конструкции, что позволило на чувственном уровне — интуитивно — воспринять текст адекватно. К такого рода произведениям относятся сказки, народные и авторские, произведения фольклора (пословицы, песенки-потешки, прибаутки, поговорки и т.п.). Произведения устного народного творчества отлично воспринимаются детьми, так как являют собой период «младенчества и детства» русского народа, что проявляется в непритязательности, наивной фантазии, доверчивости, ритмичности — качеств, свойственных младшему школьному возрасту.
Когнитивный путь позволяет учителю включить в читательскую деятельность дидактическую составляющую: интеллектуальное рассмотрение произведения позволяет обнаружить другой уровень отношений с литературным произведением — коммуникацию с автором. Анализ текста помогает углубить и разнообразить смыслы, возникшие при первичном восприятии, расширить представление о тех реалиях, персонажах, событиях, о которых прочитано.
Несомненно, что возникновение смысловых единиц становится возможным благодаря соотнесению читателем описываемых действий персонажа и личного опыта понимающего. Так, к примеру, только тот читатель «опознает», к какому социальному типу принадлежит рассказчик (он же персонаж повести), кто имел в собственной жизни косвенные или прямые связи с такого рода служащими и обладает представлением и об особенностях их речи и социального поведения. Поэтому насыщение программы текстами писателей XIX-XX вв., повествующих о «свинцовых мерзостях крепостничества» («Вертел», «Янко-музыкант», «Гуттаперчевый мальчик» и т.п.), неэффективно для современного читателя — эти произведения не вызывают у маленького читателя ожидаемой реакции сопереживания, потому что каждая строка изобилует реалиями давно ушедшего времени, объяснить которые чрезвычайно трудно, и это отнимает много времени. Урок чтения такого произведения превращается либо в тренировку технического навыка (читаем все подряд, но не понимаем), либо в утомительное спотыкание о непонятные слова с долгим комментарием учителя, которому самому не так-то просто растолковать «дела давно минувших лет».
Каковы же действия читателя, которые могут быть ориентирами для учителя для организации понимания художественного текста?
1. Выделение действующего лица (лиц) и определение типичных черт персонажа на основе обращения к личному социальному опыту. Для этого можно задавать вопросы типа: «Кто бы мог так говорить (действовать)? Какой у него характер? Как говорит, действует данный персонаж? Встречались ли мне в жизни люди, похожие на этот персонаж? В чем сходство? К какой группе (по роду занятий, по типу мировосприятия и т.д.) относится человек, подобный изображенному персонажу?»
2. Выделение черт, характеризующих автора, и построение образа автора. (Не путайте его с реально существующим или существовавшим писателем!) Для определения этого образа можно опираться на все характеристики или все его проявления в тексте. Ими могут быть: в повествовании «голос со стороны», не соответствующий «голосу» (мыслям и чувствам) персонажа; переживания (типа «смешно», «страшно» и т.д.), возникающие у читателя по мере чтения текста, но не связанные непосредственно с действиями персонажа. Выделению образа автора в структуре произведения также способствует прием установления расположения действующих лиц (где, кто с кем и т.п.), обстановки того места, где разворачивается действие.