Специфика понимания текста художественного произведения. Часть 3.
Читаем отрывок из рассказа «Каштанка» А. П. Чехова:
У незнакомца обстановка бедная и некрасивая: кроме кресел, дивана, лампы и ковров, у него нет ничего, и комната кажется пустою; у столяра же вся квартира битком набита вещами: у него есть стол, верстак, куча стружек, рубанки, стамески, пилы, клетка с чижиком, лохань...
Учитель задает следующие вопросы: «Как вы думаете, кто это рассказывает? Попробуйте нарисовать портрет рассказчика. Почему при чтении этого предложения становится смешно?»
Ученики очень хорошо чувствуют данный текст, его юмористический характер и отвечают примерно так: «Смешно, потому что герой, который это видит и описывает, неправильно говорит про обстановку. Ведь ковры, кресла, диван — это как раз богатая обстановка, а стружки, рубанки и лохань, наоборот, говорят о бедности, как будто у хозяина нет своей квартиры и он живет прямо на своем "рабочем месте". Понятно, что автор показывает комнату незнакомца "глазами" Каштанки».
3. Определение характера отношений между образами персонажей и автора. Поиск оценочных, стилистически окрашенных слов, выражений помогает сформулировать авторское отношение к поступкам героев или их речи.
Продолжая обсуждать отрывок из «Каштанки», учитель задает детям вопросы: «Как же это помогает представить героя текста? Какие черты его образа мы здесь обнаруживаем, и как они помогают понять автора текста?» Ученики отвечают (если не сами, то с помощью наводящих вопросов учителя) примерно так: «Становится понятно, что этот герой не очень-то разбирается в жизни. Он не может оценить того, что его окружает, как следует: существуют же общепринятые понятия среди взрослых. Этот персонаж сравнивает два места, но оценивает их не по стоимости, как это сделали бы люди, а по количеству предметов в комнате, поэтому и смешно, что люди так не сказали бы об обстановке незнакомца. Он такой неопытный, наивный».
Трудно составить исчерпывающий портрет героя по этим строкам, да? Давайте увеличим отрывок этого произведения, чтобы стало немного понятнее.
Пока ее новый хозяин, развалившись в кресле, курил сигару, она виляла хвостом и решала вопрос: где лучше — у незнакомца или у столяра? У незнакомца обстановка бедная и некрасивая: кроме кресел, дивана, лампы и ковров, у него нет ничего, и комната кажется пустою; у столяра же вся квартира битком набита вещами: у него есть стол, верстак, куча стружек, рубанки, стамески, пилы, клетка с чижиком, лохань... У незнакомца не пахнет ничем, у столяра же в квартире всегда стоит туман и великолепно пахнет клеем, лаком и стружками.
Стало ли понятнее, кто сравнивает обстановку столяра и незнакомца? Как персонаж этого текста относится к столяру? А к незнакомцу? Какие слова доказывают это отношение?
Обратите внимание: виляла хвостом, оценивает запахи — скорее всего это собака. Поэтому, конечно, она не может оценить обстановку по-человечески. Слова великолепно пахнет клеем свидетельствуют о том, что собака любила столяра. Клей пахнет неприятно, но для нее это был дом ее хозяина, она привыкла к его запаху, и ей там все нравилось. Видите, какую роль играют лексическое и грамматическое значения существительных для понимания текста!
4. Обращение к собственному социальному и читательскому опыту. Все указанные выше действия читателя выполняются на основе рефлексивных остановок с помощью вопросов типа: «Что я узнал? Что почувствовал при чтении? Знакомо ли это мне? Где я видел это раньше?»