Специфика понимания текста художественного произведения. Часть 4.
Рассказ А. П. Чехова «Каштанка» всегда вызывает у младших школьников сильное эмоциональное состояние, на фоне которого хорошо обсуждать нравственные проблемы, поставленные автором. Что хотел нам сказать автор этим повествованием? Ведь на протяжении всего рассказа мы имеем объективную информацию от повествователя, что Каштанке повезло, она попала к хорошему человеку, он о ней заботится, сытно кормит, учит ее всяким фокусам, сделал ее артисткой. Почему же она так неблагодарна: срывает ему выступление в цирке? Можно ли собачку за это осуждать? Какие черты демонстрирует Каштанка? Конечно, верность, преданность своему хозяину-столяру и его сынишке. Можно ли обижаться на Каштанку ее новому владельцу? Нет. Он дрессировщик, а это значит, что он хорошо знает характер и повадки животных. Для собаки верность хозяину — главное положительное качество. А автор рассказывает о событиях в жизни собачки, часто переходя от своего «голоса повествователя» на «голос» самой героини, который мы «слышим» в некоторых местах текста очень явственно. Это помогает нам лучше представить состояние персонажа и отнестись к нему с сочувствием. С другой стороны, есть мир взрослых людей и, проявляя свои лучшие качества по отношению к столяру и мальчику, Каштанка, не желая того, делает плохо своему благодетелю артисту.
Такими рассуждениями сопровождается чтение рассказа, и это расширяет представления ребенка о поступках и их последствиях: всякое событие имеет различные стороны, как положительные, так и отрицательные. Содержание произведения расширяет личный опыт школьника о жизни, как будто он побеседовал с мудрым человеком — писателем, автором рассказа.
Интерпретация любого текста несет отпечаток личности интерпретатора. Понимая текст, личность (читатель) не только стремится найти в нем «объективную истину», не только пытается докопаться до авторской идеи, но в первую очередь читатель актуализирует свою индивидуальность, иными словами, видит себя в авторском тексте. В этом и заключается воспитательный эффект чтения литературы. С одной стороны, осознанная или неосознанная актуализация своего внутреннего плана читателем становится основой понимания чужого текста. При попытке понимания «чужого», проговаривая свое понимание — интерпретируя прочитанное, — читатель творит свой текст. В этом случае понимание становится деятельностью по созданию собственного текста, который показывает степень проникновения читателя в замысел автора. Двигаться от «своего» к «чужому», т.е. создавать знание в процессе чтения или слушания текста, — это значит:
- выстраивать ассоциации образа со значением единицы текста;
- проникать в неявно присутствующие в тексте переживания, мысли, намерения, решения персонажей и автора.
Таким образом, характер читательских действий по пониманию художественного текста можно представить как «узнавание» или выявление передаваемых этим текстом смыслов.