Способы мотивационной деятельности учителя при обучении географии.
Как уже было отмечено, в начале урока учитель стимулирует мотивы изучения новой темы и определяет цель урока. Особое внимание обращается на практическое значение географических знаний (умение ориентироваться на местности, читать карты, анализировать прогнозы погоды, оценивать плодородие почв, влияние климатических условий на здоровье и жизнь человека и т.п.).
Необходимо использовать сведения о практическом значении научных достижений географии (ритмичность изменений в природе, колебания значений влажности и уровня Каспийского моря, роль мониторинга наблюдений в предотвращении опасных природных явлений и т.п.).
В ходе изучения нового материала для мотивации учебной деятельности учащихся целесообразно использовать научные сведения о геологической истории Земли; о грозных и стихийных природных явлениях (извержениях вулканов, тайфунах, цунами и т.п.); о жизни и быте различных народов; интересные сведения об экологических связях в природе и взаимоотношениях человека и природы.
Важным способом формирования мотивов в учебном процессе является использование принципа историзма. Необходимо использовать не только материалы по исторической геологии и истории географических исследований, но и исторические изменения в природе, жизни народов России и всего мира.
Интегрированное изучение географии, биологии и. экологии предоставляет большие возможности для мотивации учебной деятельности учащихся. Например, географическое понятие «природный комплекс» является опорным и необходимым для изучения экологии.
В учебниках по географии, изданных в последнее время, много внимания уделено формированию мотивов учения. Так, в учебнике В. Я. Рома и В. П. Дронова по географии России по-новому реализован принцип историзма, приведены новые исторические данные о развитии хозяйства нашей страны. В учебнике В. П. Максаковского для X класса приведены планы-схемы изучения каждой темы, что способствует развитию познавательного интереса школьников. В методический аппарат учебника включены «методические ключи к теме», способствующие развитию умений самостоятельной работы.
Методами проблемного обучения (проблемное изложение, частично-поисковый и исследовательский) предусматривается организация самостоятельной деятельности учащихся, что стимулирует мотивы учения, познавательный интерес и активную учебную деятельность учащихся. В процессе учебы учителем ставится проблемный вопрос или проблемная задача, создающая проблемную ситуацию. Если учитель правильно сформулировал проблемный вопрос, то, как правило, у учащихся появляется интерес и желание решить проблему. Например, почему на Русской равнине январские изотермы простираются почти меридионально, а не широтно, как поступает солнечная радиация?
Игровые технологии обучения способствуют активизации познавательного интереса учащихся. Для мотивации имеет значение оценка учебной деятельности учащихся. Среди различных форм контроля и оценки наиболее интересными для учащихся являются работы на контурных картах, воображаемые географические путешествия, взаимопроверка номенклатуры и использование электронных учебных программ.
Личность учителя, его профессиональная эрудиция, методическое мастерство и понимание интересов учащихся в значительной мере обеспечивают успешную мотивацию учебной деятельности учащихся. Большое значение имеет увлеченность учителя своим предметом и самое важное — любовь к детям. Если нет любви к детям, то вряд ли молодой учитель сможет успешно обучать географии.
См. также: