Методические материалы, статьи

Средства обучения чтению и организация урока. Часть 1.

Первыми учебниками начинающего читателя являются букварь или азбука. Основной отличительной чертой современного букваря является последовательность изучения звуков и букв, основанная на принципе частотности употребления звуков /букв/ в русской речи. Расположение звуков /букв/ по частотному принципу позволяет: а) разнообразить лексику букваря и ускорять процесс развития техники чтения; б) проводить целенаправленную работу по развитию речи и мышления учащихся в связи с анализом содержания прочитанных текстов и выполнения специальных упражнений со словом, предложением, связным текстом. С этой целью в букварях помещены схемы слов, предложений, помогающие первокласснику опираться на абстрактный, но наглядный материал учебника.

В букваре и азбуке, как правило, представлена принятая структура каждой авторской системы обучения грамоте, однако соблюдается общий принцип учебной книга: каждая страница фиксирует ежедневный поурочный материал, соответствующий подготовительному (добуквенному) и основному периодам организации освоения детьми процессов чтения и письма.

Следует отметить, что дидактический материал на страницах современных азбук выгодно отличается наличием многообразных возможностей создания игровых ситуаций и системой занимательных упражнений. На проведение подготовительных упражнений в азбуке отводится большее количество времени, чем в предшествующие годы. Это вполне оправданно, так как содержание работы на данном этапе расширено, увеличен объем аналитических упражнений, необходимых для дальнейшего успешного обучения чтению. Кроме того, предусмотрено практическое усвоение учениками некоторых теоретических сведений, ранее не включавшихся в добуквенный период: «пробел», ударение, гласные и согласные звуки, слияние звуков.

Первый учебник школьника хорошо иллюстрирован, и это не случайно: конкретно-образное мышление ребенка требует визуальной опоры. Использование текстов, рисунков, иллюстраций дает учителю возможность организовать на уроке жизненно важные учебные ситуации для формирования речевых умений: понимать тему (о чем?), а в ясных случаях и основную мысль (что именно хотел сказать автор), связывать последовательность предложений с последовательностью мыслей, устанавливать нужную последовательность предложений; сравнивать значения слов, замечать значимость слова в тексте, находить незнакомые слова, подбирать слова для выражения мысли в соответствии с установкой; создавать и разыгрывать диалоги, короткие рассказы, рассказывать сказки, пользуясь при этом различными средствами выразительности устной речи.

Большая часть современных учебников чаще всего ориентируется на способ «чтение — письмо», что определяет всю систему занятий, структуру учебника и прописи, подбор материалов, направленных как на подготовку работы по формированию первоначальных умений чтения и письма, так и на выработку самого механизма чтения и письма.

Современные учебники составляют, как правило, УМК, в который входит набор всех пособий для обучения грамоте (букварь, прописи, методические руководства, тетради для раскрашивания и печатания и т.п.). К ним дополнительно приобретаются необходимые средства наглядности: наборное полотно, куда вставляются слоги, звуковые схемы, слова и предложения. Набор карточек может содержать и цветовое изображение звуков, и слоги, и звуковые схемы, и транскрипцию звука («в домике» — например, [н], [н'], [а], [с], [р']).

Школьная (классная) доска как важнейшее средство наглядности играет существенную роль в организации внимания детей, упорядочения информации, переработки ее в знание. Можно сказать, что доска — это «экран сознания учителя», так же как тетрадь ученика — это его «экран сознания». С самого начала следует приучать учащихся (и себя) к тому, что на доске отражается ход урока и по записям на доске всегда можно восстановить учебную деятельность. По системе Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова на доске отмечается весь ход урока: левое крыло отдано повторению изученного на предыдущем уроке, в середине учитель записывает то, что читается или списывается учениками с доски, а правое крыло отводится под постановку учебной задачи («проблемы»), которая будет решаться на следующем уроке (после периода обучения грамоте — и для домашнего задания).

Е. Антонова

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
На Как накрутить подписчиков в ютубе
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
замерщик натяжных потолков Договоритесь о дне установке. Обычно установка происходит через 2 – 3 дня после подписания договора. Встретьте наших монтажников в день установки.

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005