Средства обучения чтению и организация урока. Часть 3.
Итоговый, 4-й этап обучения грамоте связан с письмом и пропедевтикой орфографических умений. Начиная ориентироваться на листе бумаги в клетку, писать печатными буквами в тетради в клетку под диктовку и самостоятельно (списывание), дети закрепляют знания о буквах и некоторых знаках препинания (работа с интонацией), отрабатывают беглость чтения, продолжают составлять схемы слов, предложений; учитель одновременно дает представление об орфографии: дети повторяют словарные слова, знакомятся с правилами написания жи-ши, ча-ща, чу-щу, разделительный ь и ъ и т.д., учатся писать небольшие диктанты. Фрагменты игр (написание слов и фраз кубиками) используются на занятиях по лексике и грамматике, фонетике. Это способствует не только закреплению навыка чтения, но и решает задачи непосредственно самого занятия.
Чаще всего уроки обучения грамоте в 1 классе проводятся раздельно — сначала идет урок обучения первоначальному чтению, а за ним уже следует урок обучения элементарному письму. Между тем существует давняя традиция проведения своего рода смешанных уроков обучения грамоте, когда работа над чтением связывалась с письмом букв, слогов, слов, списыванием печатного макета, если он невелик по объему; письмо перемежалось с чтением, звуко-буквенным и слого-звуковым анализом и т.д. На такие — совмещающие обучение чтению и письму — уроки рассчитан учебник по обучению грамоте, созданный К. Д. Ушинским. Такого типа уроки практиковали Л. Н. Толстой и его учителя, работавшие в Яснополянской школе и школах Кропивенского уезда Тульской губернии, на основе таких уроков появились знаменитые «Азбука», «Новая азбука», «Книги для чтения» Л. Н. Толстого. Во второй половине XX в. широко распространял опыт такого рода уроков известный учитель В. А. Сухомлинский и его учителя из Павлышской школы.
Специфика современного урока обучения чтению заключается в том, что методично формируются умения, развивающие читательскую самостоятельность школьников при работе с книгой. Например, в «Азбуке» В. Г. Горецкого уже на седьмом уроке учащиеся, знакомясь с согласными звуками, обнаруживают элементы, сходные с другими страницами книги: начинают страницу печатные буквы — заглавная и маленькая, рядом с ними «в домиках» те звуки, которые этими буквами обозначаются; лента звуков и букв; картинка для рассказывания, слоги для чтения. Рассматривание страницы как начало урока позволит организовать целеполагание: открывая на новом уроке новую страничку, ученики будут восстанавливать действия прошлого урока, опираясь на знакомые элементы букварной странички.
Все уроки обучения грамоте однотипны по содержанию и структуре. Основные виды работ и их последовательность определяются фактическим материалом букварных страниц. По сюжетной картинке составляется рассказ, из него под руководством учителя выделяются предложения, содержащие слово, предназначенное для слого-звукового анализа. Слова для анализа подобраны таким образом, чтобы произношение их не расходилось с написанием во избежание впоследствии возможных орфографических ошибок. Слого-звуковой анализ слов проводится с опорой на схемы, которые моделируют не только количество и порядок звуков в слове, но и характер их взаимосвязи. Результатом слого-звукового анализа является выделение изучаемого гласного звука из оптимальной позиции в слове (для гласных — это начало слова, предпочтительное в ударной позиции). Следует отметить, что при выборе исходных для анализа слов обеспечен опережающий звуковой анализ: используется весь диапазон русских гласных и согласных звуков.
Каждый гласный звук рассматривается в основных его признаках (выдыхаемый воздух не встречает преград, звук произносится с голосом, образует слог) и в противопоставлении характерным признакам согласных звуков (выдыхаемый воздух встречает преграду, звук произносится с шумом — при наличии или отсутствии голоса, слога не образует). На всех этих уроках в игровой форме проводятся упражнения в составлении моделей (схем) слова, определении звукового состава слога и слова, произнесении букв и слов.