Средства обучения географии и работа с ними. Часть 2.
В старших классах с помощью глобуса разъясняются принципы построения картографических проекций. Для этого применяют проекционные проволочные и стеклянные глобусы. Многие вопросы географического положения невозможно уяснить без глобуса, в частности, о расположении страны или группы стран на земном шаре и по отношению ко всему миру. Понятие о формировании климата и почвенно-растительных зон невозможно объяснить без применения глобуса. В учебной работе часто применяется теллурий — прибор, иллюстрирующий движение Земли. Главное его назначение — показать одновременное движение Земли вокруг своей оси и по эллиптической траектории вокруг Солнца.
Приемы работы с наглядными средствами обучения географии. Наглядные средства обучения географии: картины, рисунки и фотографии; стенные картины, специально издаваемые для учебных целей. Например, серия из 20 картин по географии материков для VII класса. Отдельно изданы картины «Представители животного мира», «Представители растительного мира», репродукции картин художников, почтовые открытки.
Использование иллюстраций в качестве наглядных пособий при обучении зависит от полноты и глубины содержания сущности изучаемых объектов. Некоторые иллюстрации могут быть основой для самостоятельной работы учащихся над характеристиками объекта. Иллюстрации можно показывать в ходе изложения нового материала по мере надобности. В ходе беседы учитель направляет учащихся на рассмотрение и вычленение характерных признаков и взаимоотношений изучаемых объектов и явлений по картине. Работе с картинами посвящено специальное лабораторное занятие, на котором вопрос рассматривается более детально.
В обучении географии широко применяются диапозитивы и диафильмы. Большое значение имеет применение кинофильмов и телевидения. В зависимости от темы проводятся вводная и заключительная беседы по основным вопросам. Полезны для образования телепередача «Клуб путешественников», научно-популярные фильмы продолжительностью не более 20-25 минут.
Большое значение имеет демонстрация коллекций и моделей. Из учебных коллекций наиболее распространены:
- Наборы образцов пород и минералов, содержащих полезные ископаемые.
- Гербарии типичных растений для каждой природной зоны.
- Гербарии культурных растений.
- Наборы образцов промышленных изделий.
- Коллекции почвенных монолитов.
Наиболее целесообразно использование коллекций в качестве раздаточного опытного материала. При недостатке коллекций образцы используются в качестве демонстрационного материала.
Географические модели — объемные пособия, воспроизводящие объекты или движение в уменьшенном виде. Географические модели применяются двух типов:
Макеты объектов (горного хребта, долины, холма и т.п.)
Рельефные карты, воспроизводящие устройство поверхности или береговую линию.
Основной недостаток макетов рельефа и рельефных карт — несоответствие их вертикального и горизонтального масштабов, что очень искажает представление учащихся о рельефе. Особый тип моделей представляют собой подвижные модели, воспроизводящие физико-географические процессы (артезианский колодец), ландшафтные модели холма или горы. Применимо и полезно моделирование макетов объектов, процессов и других материалов из пластилина детьми в ходе занятий.