Средства обучения РКИ и коммуникационные технологии.
Коммуникационные технологии, т. е. передача и распределение информации, относятся к важнейшим, поскольку именно с их помощью удается создать в обществе единое информационное пространство. Это Web-технологии (сайты), электронная почта, телеконференция, аудиовидеоконференция и др.
Коммуникационные технологии позволяют осуществлять дистанционное обучение русскому языку как иностранному, т. е. взаимодействие и обучение на расстоянии: по переписке отсрочено (в разное время) и в режиме реального времени. Дистанционное обучение использует коммуникационные технологии для построения системы пространственно-временного взаимодействия и создание специальной среды участников дистанционного образовательного процесса.
Web-технологии в дистанционном обучении помогают передавать и получать информацию в текстовой, графической, видео-, звуковой и комбинированной формах, а значит, размещать информацию, необходимую для обучаемых, а также обучающие и контролирующие программы.
Web-технологии в дистанционном обучении высокоэффективны и многофункциональны, поскольку наличие гипертекстовой среды создает возможность организации интерактивного режима обучения. Они позволяют использовать интерактивные обучающие и тестирующие программы, т. е. студенты получают информацию не только от преподавателя, но и из любых других источников.
Электронная почта — телекоммуникационная технология, представляющая собой совокупность программно-аппаратных средств, которые позволяют передавать и принимать сообщения между компьютерами за время от нескольких секунд до десятков минут, что делает ее недорогим и оперативным средством обмена информацией.
Обмен информацией может осуществляться в удобное для студента и преподавателя время. Коммуникативное взаимодействие происходит как в режиме off-line (отправление-получение-ответ, разнесенные во времени, асинхронные), так и в режиме диалога в реальном времени — режиме on-line.
При дистанционном обучении с помощью электронной почты осуществляется регулярная оперативная обратная связь между преподавателем и обучающимися, а также между обучающимися. Кроме того, электронная почта обеспечивает оперативный обмен учебными и учебно-методическими материалами.
Телеконференция, чат позволяют осуществлять при дистанционном обучении групповые формы учебной деятельности, т.е. диалог между участниками учебного процесса. Возможность такого общения дает возможность обучающимся узнать, как учатся другие члены виртуальной группы, с какими они сталкиваются проблемами и как их решают. Обмениваясь между собой различного рода информацией, студенты взаимообогащаются знаниями и умениями учиться, а также могут оказывать друг другу поддержку.
Общение студентов виртуальных групп на расстоянии способствует овладению знаниями и умениями, саморазвитию обучающихся; обеспечивает формирование коллектива, объединенного общими целями и подкрепленного неформальными взаимоотношениями; является средством создания условий, предотвращающих отсев обучающихся.
Дистанционное обучение с использованием видеоконференцсвязи — одно из наиболее дорогих средств обучения, поскольку взаимодействие участников учебного процесса происходит в режиме реального времени с применением специального оборудования — цифровой камеры и дополнительных устройств сопряжения ее с компьютером. К видеоконференцсвязи обращаются обычно в тех случаях, когда учебные задачи не могут быть решены иначе или их решение высокоэффективно. Чаще всего видеоконференции рассматривают как дополнительное учебное средство в сочетании с другими коммуникационными технологиями, при этом процесс обучения полностью управляется педагогом.
Использование коммуникационных технологий в обучении русскому языку как иностранному позволяет:
- высокоэффективно размещать в едином информационном пространстве различные средства обучения;
- сделать возможной такую форму обучения русскому языку как иностранному, как дистанционное обучение;
- легко вступать в контакты с носителями русского языка и таким образом совершенствовать свои умения и навыки во всех видах речевой деятельности.