Методические материалы, статьи

Стилистический анализ текста. Часть 1.

Стилем в литературном произведении называют «эстетическое единство всех образно-экспрессивных деталей формы произведения, соответствующей его содержанию». Стилистический анализ произведения предполагает освоение его содержания через осмысление художественной формы. Конечно, стилистический анализ, раскрывающий индивидуальность видения писателя, недоступен младшим школьникам, однако использование отдельных приемов стилистического анализа текста изучаемого произведения оказывается достаточно продуктивным.

Рассмотрим частные приемы стилистического анализа.

Подбор синонимов с целью уточнения оттенков значения слова и осознания авторского выбора. Словарный запас младших школьников невелик, и дети часто встречают в тексте слова, значение которых им непонятно. Один из известных способов объяснения значения слова — подбор синонима. Однако, как уже говорилось, слово в художественном тексте несет эстетическую нагрузку и замена одного слова другим может привести к изменению трактовки образа, искажению смысла. Поэтому крайне важно не только уточнить оттенок значения использованного автором слова, но и понять, почему именно это слово употреблено в тексте, т.е. осмыслить его функцию в художественном произведении. Поможет в этом подбор синонимического ряда и расположение в нем слов по степени нарастания признака. Например, в «Сказке о рыбаке и рыбке» читаем: «Как взмолится золотая рыбка!» Почему Пушкин употребляет слово «взмолится»? Подберем синонимы: просит, упрашивает, умоляет, молит, взмолится. Какое из этих слов выражает наиболее сильное чувство? Конечно, слово «взмолится». Пушкину важно подчеркнуть, что рыбка вложила в свою просьбу всю силу чувства, что за свободу она готова отдать все. Чуть позже в сказке встретится слово с такой же приставкой вз-— «вздурилась», выражающее высшую степень проявления корыстолюбия старухи.

Эвристическая беседа, выявляющая функции изобразительно-выразительных средств, использованных автором. Часто внешняя простота и естественность построения фразы приводят к тому, что дети не обращают внимания на тропы, сравнения, фигуры речи, встречающиеся в тексте. Описания природы, места действия младшие школьники считают «лишними», неинтересными. Показать ученикам значимость отдельных частей текста и изобразительно-выразительных средств поможет эвристическая беседа.

Сопоставление черновой и окончательной редакций произведения. Этот прием обычно используется при анализе классических произведений, поскольку требует обращения к черновым редакциям произведения1. Сравнение чернового и окончательного вариантов дает возможность проследить развитие авторского замысла, показывает детям, как много внимания писатели уделяли выбору слова, как от замены одной строчки может измениться смысл произведения. Так, например, каждая строфа стихотворения Н. А. Некрасова «Забытая деревня» содержит рассказ о беде нового персонажа, но мотив общий: крестьян обделили, обидели. Объединяет строфы строка-рефрен: «Вот приедет барин...». Итог подводится строчками:

Малые, большие — дело чуть за спором — «Вот приедет барин!» — повторяют хором...

В черновом варианте стихотворения эти сточки выглядели так:

Даже ребятишки, передравшись в луже, Грозно повторяют песенку все ту же.

Познакомив детей с черновой редакцией, предлагаем подумать, почему поэт изменил текст. Дети видят, что первоначальный вариант вносил в текст юмористический оттенок: детская потасовка не нуждалась в суде барина, соединение в одном предложении словосочетаний «передравшись в луже» и «грозно повторяют» вызывает улыбку. Между тем ситуация, описанная в стихотворении, отнюдь не юмористическая: речь идет о судьбах людей, причем вопрос, откладываемый до барского суда, в каждой следующей строфе оказывается все более важным, а его решение не терпит отлагательств. В окончательной редакции юмористический оттенок снят, беды каждого из персонажей объединяются в одну общую проблему с одним общим «решением»: «Вот приедет барин...» Обобщить наблюдения детей поможет вопрос: как вы думаете, автор тоже возлагает надежды на барина? Только ли сочувствие вызывают крестьяне у Некрасова? Почему поэт изменил первоначальное название стихотворения и назвал его не «Барин», а «Забытая деревня»?

М. Воюшина

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
купить детский электроквадроцикл в москве Заказ был оформлен 12 числа, доставили 13. Скутер был в фирменной упаковке от white siberia. Сборка заняла полчаса.

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005