Стилистический анализ текста. Часть 2.
Стилистический эксперимент. Стилистический эксперимент — это намеренное искажение авторского текста, преследующее цель дать детям материал для сравнения, привлечь их внимание к авторскому выбору слова. Обычно к данному приему прибегают в том случае, когда неизвестны черновые редакции произведения. Пропуск или замена отдельных слов, выражений, изменение конструкции предложения или деление текста на абзацы, приводящее к изменению оттенков смысла произведения, помогают детям определить эти оттенки.
Например, уже после первого чтения рассказа Л. Н. Толстого «Лев и собачка» дети проникаются сочувствием к персонажам рассказа, легко выделяют мотивы дружбы, преданности, глубины и человечности отношений льва и собачки. Значительно сложнее им увидеть проблему отношений людей и животных, проблему жизненных ценностей. Стилистический эксперимент обратит внимание детей на эти вопросы. Перечитаем фрагмент рассказа, пропустив выделенные слова, и попросим детей сравнить два варианта текста и сказать, что изменилось:
«С тех пор собачка жила в одной клетке со львом. Лев не трогал ее, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней. Так и прожили лев и собачка целый год в одной клетке».
Школьники замечают, что меняется тональность повествования. Льву и собачке было невесело, потому что они жили в неволе. Недаром Л. Н. Толстой постоянно напоминает о клетке.
Можно обратить внимание детей на нужную деталь и с помощью прямого вопроса, например: «Почему у людей, персонажей данного рассказа, нет имен?» Л. Н. Толстой называет их хозяин и барин. Что изменится, если слово «хозяин» заменить именем собственным, например, мистер Смит? Очевидно, что в этих героях важны не их личные качества, а их роль — роль хозяина, распорядителя жизни. Это хозяин решает бросить собачку «в клетку ко льву на съеденье». А барин, встретив свою собачку, объясняет, что она «его собственная». Отношения собственности для людей, персонажей рассказа, важнее привязанности, дружбы.
Если стилистический эксперимент используется при анализе стихотворного текста, необходимо сохранить ритм, рифму: сравнивать поэтический и прозаический тексты нецелесообразно.
Если стилистический эксперимент используется при анализе стихотворного текста, необходимо сохранить ритм, рифму: сравнивать поэтический и прозаический тексты нецелесообразно.
Стилизация (подражание) — прием, соединяющий анализ текста и литературное творчество школьников. Использовать этот прием целесообразно прежде всего при обращении к игровой поэзии. Произведения этого жанра провоцируют читателя на игру со словом, требуют не сопереживания (как лирика), а включенности в действие, быстроты реакции, способности к восприятию алогизма, перевертыша, нестереотипности воображения. Эвристическая беседа, логический анализ могут убить игру, превратить урок в скучное дело — выяснение того, почему же было смешно, «разложение по полочкам» юмористического произведения. Стилизация предполагает другой путь постижения смысла произведения — интуитивный. Создавая свое произведение «под Хармса», «под Остера» или дописывая новую строфу к стихотворению, ученик становится на позицию автора, начинает смотреть на мир его глазами, постигает смысл текста «изнутри». Так, например, можно предложить ученикам дописать еще одну строфу к стихотворению Д. Хармса «Врун». Первые строки строфы повторяются, что помогает детям «войти в ритм», почувствовать настроение. Придумывание своего варианта обмана строится на нарушении нормы — основном законе создания комической ситуации.
Как правило, в классе быстро рождается 10— 15 вариантов новых строф к стихотворению, и у детей возникает ощущение необычайной легкости написания стихов. Возникает вопрос, куда, в какое место стихотворения можно вставить новую строфу? Этот вопрос приведет к анализу композиции и поможет детям осознать, что места для новой строфы в стихотворении нет, все строфы связаны друг с другом, их соединение неслучайно, а подчиняется авторскому замыслу. Новая строфа оказывается лишней, нарушающей единство замысла, целостность текста.
Без внимания к слову нет истинного чтения. Стилистический анализ призван привить детям бережное отношение к авторскому выбору, приучить их размышлять над словом. Использование стилистического анализа требует от учителя особого такта. В искусстве всегда есть что-то от чуда, далеко не все может быть объяснено логически. Анализ текста не должен превращаться в обоснование выбора каждого слова — следует обращать внимание на самые выразительные для характеристики персонажей, описания обстановки, передачи переживаний слова, и только на те художественные детали, выбор которых может быть осознан читателем, что приведет к углублению восприятия.