Структура традиционного содержания школьной географии. Часть 1.
Длительное время, начиная с 1934 г. и до конца 80-х годов, содержание школьной географии отражало основные понятия географической науки. Существенные уточнения и коррективы содержания школьной географии вносились в 60-80-е годы и отражали новые достижения географической науки.
Более 50 лет в школе существовали курсы физической и экономической географии. Линейно-ступенчатое построение содержания обеспечивало преемственность в знаниях и умениях между отдельными курсами. Основным документом, определяющим систему знаний и умений, являлась программа курса географии в школе, утвержденная Министерством просвещения. Курс географии распределялся программой по разновозрастным классам. В пределах одновозрастного класса материал курса разделен на самостоятельные тематические разделы, состоящие в свою очередь из нескольких тем. В пределах каждой темы программой определяется объем знаний, умений и навыков, предоставляемых учащимся, которыми они должны овладеть. На каждую тему указано рекомендуемое число уроков. В объяснительной записке к программе изложены основные задачи преподавания географии в школе.
В последние годы (с 1980 г.), были разработаны и утверждены новые программы.
Курс географии вводится только с VI класса средней школы, после предварительной природоведческой подготовки учащихся во II-V классах. Во II и III классах учащиеся знакомятся с сезонными изменениями в природе их края, с устройством жизни людей в нашей стране, приобретают некоторые элементарные умения на экскурсионных уроках (например, составление гербария, определение сторон горизонта и др.).
На природоведение в начальных классах отводится 1 урок в неделю во II классе и 2 урока в неделю в III классе. В IV (или V) классе изучается курс природоведения при 2 часах в неделю. Основное содержание курса составляет материал о неживой природе, полезных ископаемых, воде и воздухе, первые сведения географического характера о земной поверхности, морях, реках, океанах, важнейших месторождениях полезных ископаемых, элементарные понятия о плане и карте. Важное место в курсе природоведения занимает раздел «Картины природы и труда в нашей стране». Проводится работа по ознакомлению с окружающей школу местностью. Учащиеся знакомятся с физической каргой России.
Систематический курс географии изучается в средней школе в течение 5 лет при двух уроках в неделю в VI, VIII и IX классах и 3-х уроках в неделю в VII классе. В X классе 2 часа в неделю в первом полугодии и 1 час — но втором полугодии.
Школьная география начинается в VI классе начальным курсом физической географии. В программу включены общие понятия о литосфере, гидросфере и атмосфере, об основных формах рельефа, о Мировом океане, подах суши, о погоде и климате, о географической оболочке и природном комплексе, а также элементарные сведения о населении мира и о мировой политической карте. В составе курса имеется раздел об изучении географии своей местности. Материал о своей местности служит основой для формирования ряда общих физико-географических понятий и закономерностей, а также понятия о природном комплексе. На протяжении курса приобретаются и формируются элементарные картографические, топографические и геоморфологические попятил и умения, навыки работы на местности.
В VII классе изучается курс географии материков и океанов в такой последовательности: главные особенности природы Земли, океаны, Африка, Австралия и Океания, Антарктида, Южная Америка, Северная Америка и Евразия. По каждому материку изучаются: географическое положение, история исследования, рельеф, полезные ископаемые, климат, реки и озера, природные юны, население и политическая карта, а также отдельные страны. В этом курсе углубляются понятия об общих географических закономерностях, в частности о климате (общая циркуляция атмосферы и др.) на конкретном материале. Учитель имеет возможность опираться на уже известные понятия из курса VI класса.