Структура традиционного содержания школьной географии. Часть 2.
В VIII и IX классах, начиная с 90-х годов, изучается курс «География России». В первой части дается общий обзор природы России, где рассматривается природа в цепом (географическое положение, геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые, климат, моря, внутренние поды, почвы, растительность и животный мир), а также ее население и политико-административная карта.
В курсе VIII класса предоставлены широкие возможности для углубленного изучения общих географических закономерностей на примере природы России, такие как закономерности формирования климата и климато-образующие факторы. Возрастные особенности учащихся VIII класса позволяют рассматривать сложные географические понятия. Во втором разделе первой части курса изучаются природные условия крупных регионов страны. Изучение своей области выделено в отдельную тему и отнесено в программу IX класса, что важно для проведения сравнительного анализа природы своего края с природой других регионов и выявления общих географических закономерностей.
Большое значение имеют практические работы и экскурсии по своей местности. Изучение курса физической географии приводит к усвоению, наряду с единичными, общих понятий. Например, при изучении климата вводятся новые понятия о солнечной радиации, о динамике воздушных масс по сезонам года, о циклонах и антициклонах.
Введение новых понятий и углубление общих понятий, а также познание закономерностей позволяют повышать научный уровень физико-географического материала. Работа по изучению региона по различным картам позволяет выработать у учащихся умения и навыки работы с ними.
Для учителя весьма важно уметь выделить главное в изучаемой теме, уметь подкрепить ее материалом из пройденного. Например, при изучении темы «Развитие природы на территории России в течение геологического времени» необходимо вернуться к геохронологической таблице и показать, что отличает одну геологическую эру от другой, какие природные процессы и явления существовали в ту или иную эру или период. Полезно обратить внимание учащихся на различные взгляды в науке, например, на причины оледенения в четвертичном периоде. Такие подходы активизируют мысль, возбуждает вопросы и т.д.
Экономическая и социальная география России изучается в IX классе. В курсе выделяются три основных раздела: население, общий экономико-географический обзор России, субъектов федерации и крупных экономических районов. Во втором разделе курса учащиеся последовательно изучают экономические районы России, а затем страны СНГ. В третьей, завершающей части курса «Географии России» изучается география своей республики, края или области, где наиболее активно реализуется региональный компонент образования.
Курс экономической и социальной географии мира (X класс) содержит общие вопросы мирового хозяйства и экономической географии отдельных государств. В начале курса рассматривается современная политическая карта мира, а затем география населения мира и мирового хозяйства, международная специализация крупнейших стран и регионов. Региональная часть курса включает характеристику всех стран Европы, Азии и Америки и крупнейших стран отдельно и по группам. В результате обучения создается система общих понятий, законов и закономерностей. Например, о международном разделении труда, об отраслях мирового хозяйства. Большое внимание в курсе экономической географии уделяется приобретению умений и навыков в чтении тематических, экономических карт, умений анализировать статистические данные, оценивать и объяснять ресурсо-обеспеченность отдельных стран и регионов, их демографическую ситуацию и др.
Министерством просвещения и науки России рекомендованы три факультатива по географии: геология; основы картографии и топографии; основы экономики важнейших отраслей народного хозяйства. Первые два факультатива являются продолжением физической географии, и введение их целесообразно в VIII классе.
См. также: