Методические материалы, статьи

Структурно-композиционная специфика курса современного русского языка. Часть 1.

Одна из закономерностей, определяемая методикой преподавания русского языка, связана с зависимостью структуры учебного предмета «Русский язык» от уровня владения языком и в какой-то мере от уровня познаний учащихся в области русистики — науки о русском языке. Чем ниже эти уровни, тем больше удельный вес интеграции разнотипного языкового материала, а чем они выше, тем в большей мере возрастает значимость его дифференциации, что проявляется и в расположении этого материала, и в его распределении по годам обучения.

Конечно, в будущем, если учитывать интерес современных дидактов и методистов к интеграции учебных дисциплин, эта закономерность может измениться. Но пока существующие традиции и условия преподавания русского языка в средней и высшей школе позволяют говорить о ее действенности и относительной стабильности.

Соотнесенность интеграции и дифференциации языкового материала имеет смысл прежде всего рассматривать на основе структурно-композиционного принципа концентризма. Концентризм в дидактике характеризуется «тем, что часть учебного материала повторно, но с разной степенью углубления изучается на нескольких ступенях обучения».

Применительно к учебному курсу русского языка можно выделить два типа концентризма: одноплановый и разноплановый.

При одноплановом повторяются частные рубрики по языковой теме с последующим усложнением. Например, времена и спряжения глагола по теме «Глагол» изучаются в младших классах, а потом с некоторым углублением (или усложнением) — в последующих.

Разноплановый концентризм предполагает повторение в последующие годы обучения только самих тем, а материал по ним делится на две (иногда и на более чем две) части: более простой изучается в предшествующие, а более трудный — в последующие учебные годы.

Например, в общеобразовательной школе по теме «Имя существительное» в V классе выделяются такие рублики: «Имя существительное как часть речи»; «Имена существительные одушевленные и неодушевленные»; «Имена существительные собственные и нарицательные»; «Род имен существительных»; «Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа»; «Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа»; «Три склонения имен существительных»; «Падеж имен существительных»; «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе»; «Множественное число существительных»; «Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных». В VI классе по этой теме учащиеся должны усвоить материал по рубрикам: «Разносклоняемые имена существительные»; «Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя»; «Несклоняемые имена существительные»; «Род несклоняемых имен существительных»; «Имена существительных общего рода».

По традиции разноплановый концентризм квалифицируется в лингвометодике как ступенчатое расположение материала по теме.

Нетрудно заметить, что различия между одноплановым и разноплановым (ступенчатым) концентризмом относительны. Так, представленная рубрикация изучаемого материала по теме «Имя существительное» относится к ступенчатому, разноплановому кон-центризму, а по отношению к отдельным подтемам («Род имен существительных», «Склонение имен существительных») это в определенном отношении усвоение материала по подтеме с последующим усложнением. Хотя поскольку в частностях это все-таки разный материал, то можно говорить и о признаках разнопланового концентризма.

Общепринятое и уточненное здесь понимание структурно-композиционного концентризма позволяет установить методическую закономерность: чем лучше обучающиеся владеют русским языком и метаязыком лингвистики, тем меньше необходимости в концентризме языкового материала и тем больше потребности в его линейности — последовательном расположении по каждой теме.

М. Успенский

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
Эстетичные временные ограждения для строек сегодня являются ни много, ни мало.. Во-первых, мобильные заборы подбираются в зависимости от ограждаемого участка и того мероприятия, которое должно там проходить. Так, временные ограждения tempofor различаются по высоте и ширине секций, а также плотности самой сетки, что имеет определяющее значение при выборе конкретной модификации. Во-вторых, временные заборы переносные позволяют при необходимости без труда как расширить, так и уменьшить ограждаемую территорию.

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005