Структурно-композиционная специфика курса современного русского языка. Часть 1.
Одна из закономерностей, определяемая методикой преподавания русского языка, связана с зависимостью структуры учебного предмета «Русский язык» от уровня владения языком и в какой-то мере от уровня познаний учащихся в области русистики — науки о русском языке. Чем ниже эти уровни, тем больше удельный вес интеграции разнотипного языкового материала, а чем они выше, тем в большей мере возрастает значимость его дифференциации, что проявляется и в расположении этого материала, и в его распределении по годам обучения.
Конечно, в будущем, если учитывать интерес современных дидактов и методистов к интеграции учебных дисциплин, эта закономерность может измениться. Но пока существующие традиции и условия преподавания русского языка в средней и высшей школе позволяют говорить о ее действенности и относительной стабильности.
Соотнесенность интеграции и дифференциации языкового материала имеет смысл прежде всего рассматривать на основе структурно-композиционного принципа концентризма. Концентризм в дидактике характеризуется «тем, что часть учебного материала повторно, но с разной степенью углубления изучается на нескольких ступенях обучения».
Применительно к учебному курсу русского языка можно выделить два типа концентризма: одноплановый и разноплановый.
При одноплановом повторяются частные рубрики по языковой теме с последующим усложнением. Например, времена и спряжения глагола по теме «Глагол» изучаются в младших классах, а потом с некоторым углублением (или усложнением) — в последующих.
Разноплановый концентризм предполагает повторение в последующие годы обучения только самих тем, а материал по ним делится на две (иногда и на более чем две) части: более простой изучается в предшествующие, а более трудный — в последующие учебные годы.
Например, в общеобразовательной школе по теме «Имя существительное» в V классе выделяются такие рублики: «Имя существительное как часть речи»; «Имена существительные одушевленные и неодушевленные»; «Имена существительные собственные и нарицательные»; «Род имен существительных»; «Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа»; «Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа»; «Три склонения имен существительных»; «Падеж имен существительных»; «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе»; «Множественное число существительных»; «Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных». В VI классе по этой теме учащиеся должны усвоить материал по рубрикам: «Разносклоняемые имена существительные»; «Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя»; «Несклоняемые имена существительные»; «Род несклоняемых имен существительных»; «Имена существительных общего рода».
По традиции разноплановый концентризм квалифицируется в лингвометодике как ступенчатое расположение материала по теме.
Нетрудно заметить, что различия между одноплановым и разноплановым (ступенчатым) концентризмом относительны. Так, представленная рубрикация изучаемого материала по теме «Имя существительное» относится к ступенчатому, разноплановому кон-центризму, а по отношению к отдельным подтемам («Род имен существительных», «Склонение имен существительных») это в определенном отношении усвоение материала по подтеме с последующим усложнением. Хотя поскольку в частностях это все-таки разный материал, то можно говорить и о признаках разнопланового концентризма.
Общепринятое и уточненное здесь понимание структурно-композиционного концентризма позволяет установить методическую закономерность: чем лучше обучающиеся владеют русским языком и метаязыком лингвистики, тем меньше необходимости в концентризме языкового материала и тем больше потребности в его линейности — последовательном расположении по каждой теме.